Соч.: Plastic Art and Pure
Plastic Art and Other Essays. N.Y., 1947. Лит.:
Seuphor M. Piet Mondrian. Life and Work. N.Y., 1957. М.
Бессонова Морфинг (morphing — англ.)
Электронный спецэффект,
компьютерный способ превращения одного кинематографического объекта в другой
путем его постепенной непрерывной деформации. В результате плавных
трансформаций форма утрачивает классическую определенность, становится текучей,
оплазмированной. Ее неструктурированность воплощает в себе постмодернистское
снятие оппозиции прекрасное— безобразное. Возникающие в результате М. трансформеры свидетельствуют об
антииерархической неопределенности компьютерных эстетических объектов. Этот
спецэффект ведет к возникновению киноэстетики амбивалентной мультиреальности,
населенной виртуальными персонажами — киборгами, биороботами, зомби,
воплощающими недифференцированность живого и неживого, человеческого и
звериного («Волчица») и т.д. Они лишены характеров, личностного начала, что
создает выразительные контрасты в случаях сочетания компьютерной анимации и
игрового кино («Кто подставил Кролика Роджерса?»). В компьютерной виртуальной
реальности ориентация на
оптико-кинетические иллюзии «невозможных» артефактов становится эстетической нормой. Н. М. Музыкальная
графика
Термин, обозначающий
эксперименты с визуальным отображением средствами графики и живописи
воздействия музыки на слушателя. Этот жанр возник в результате всеобщих
тенденций к взаимодействию и синтезу искусств, но собственно оригинальных
результатов достигнуто здесь не было ввиду отсутствия возможности однозначного
«портретирования» музыкальных произведений (X. Майер-Тур, Д. Бельмонт и др.).
Используется, в основном, в целях художественного воспитания и педагогики, в
эстетотерапии и для психологических исследований закономерностей синестезии (цветного слуха). Наиболее активные эксперименты в области
музыкальной графики проводились в 1920 — 1980-е гг. в Вене, где был создан
Институт музыкальной графики, а в нашей стране — в 1970 — 1990-е гг. в Казани
(ТО «Прометей»). И.Ванечкина 310 H
Навигация
Психология выбора объекта
эстетического восприятия в художественной виртуальной реальности, Н. на новом уровне возрождают ауру экзистенциалистской
«пограничной ситуации»: трудности путешествий в усложнившемся виртуальном мире
рождают атмосферу психологической неуверенности, преодоление которой сопряжено
с эстетизацией самого процесса поисков, Н.М. Наивное
искусство
Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» (см.: Примитивисты). В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Н. и. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К.Бомбуа, грузин Н.Пиросманишвили, хорват И.Генералич, американка А.М.Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. |