Лит.:
Ильин И. Постструктурализм,
деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996; Его же: Постмодернизм
от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998; Козловский П. Культура
постмодерна. М., 1997; Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1998;
Корневище ОА. Книга неклассической эстетики. М., 1999; Корневище 2000. Книга неклассической
эстетики. М., 2000; Курицын В. Книга
о постмодернизме. Екатеринбург, 1992; Его же. Русский
литературный постмодернизм. М., 2000; Липовецкий М. Русский
постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Пермь, 1997; Маньковская Н.Б. «Париж
со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995; Ее же: Эстетика
постмодернизма. СПб, 2000; Подорога В. Феноменология
тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995; Постмодернисты о
посткультуре. Интервью с современными писателями и критиками. 2-е изд. М.,
1998; Рыклин М.К. Искусство
как препятствие. М., 1997; Силичев Д.А. Постмодернизм:
экономика, политика, культура; Baudrillard J.
Simulacres et simulation. P., 1981; Connor
S. Postmodern Culture. An Introduction to
the Théories of the Contemporary. Cambr., Mass., 1990; Habermas
J. Modernity. An Unfinished Project // The
Anti-Aesthetics. Essays on Postmodern Culture. Port Townsend and Wash., 1986; Huyssen
A. After the Great Divide. Modernism, Mass
Culture, Postmodernism. Bloom, and Indian., 1986; Jencks
C. The Language of Postmodern Architecture.
L., 1977; Kroker
A., Cook D. The Postmodern Scene. Excremental
Culture and Hyper-Aesthetics. Montreal, 1987; Rorty
R. Contingence, Irony and Solidarity.
Cambr., Mass., 1989; The Horizon of Postmodemity. Poznan, 1995; The Subject in Postmodernism. Vol. 1,2.
Ljubljana, 1989-90; Torres F. Déjà vu. Post et néomodernisme:
Le retour du passé. P., 1986. H.M. 353 Постпостмодернизм
Новейшее течение неклассической эстетики конца XX в. В классификационном плане наследует постмодернизму и трактуется как один из этапов эпохи «постмодерности» (М. Эпштейн); конец «героического» периода постмодернизма и перехода к «мирной жизни» (В. Курицын); свидетельство исчерпанности, усталости постмодернизма. П., в отличие от модернизма и постмодернизма, выдвигает некоторые новые эстетические и художественные каноны, а не те или иные общие подходы к эстетическому. Его эстетическая специфика состоит в создании принципиально новой художественной среды «технообразов» (А. Коклен), чье сущностное отличие от традиционных «текстообразов» заключается в замене интерпретации «деланием», интерактивностью, требующими знания «способа применения» художественно-эстетического инструментария, «инструкции». Основное течение П. — художественная виртуалистика (см.: Виртуальная реальность). Переход от постмодернистской интертекстуальности к постпостмодернистскому стиранию границ между текстом и реальностью происходит как в буквальном (компьютерная квазиреальность), так и в переносном смысле: сошлемся на роман американского постпостмодерниста П. Остера «Стеклянный город» с его новым пиранделлизмом, экспериментами над судьбой. |