358 ге человек оказывается субъектом либо языка, либо бессознательного «желающего производства». Особенности такого подхода наложили отпечаток на постмодернистскую эстетику в целом, что вызвало в конце 90-х гг. резкую критику изнутри, со стороны деятелей «продвинутого» французского искусства. Так, в фильме представителя «независимого кино» Ш.Акерман «Кушетка в Нью-Йорке» (1996) издержкам П. остроумно противопоставлен традиционный французский здравый смысл. Вместе с тем постмодернизм воспринял позитивную эстетическую программу, рациональные стороны П, Это относится к роли в художественном творчестве неосознанных мотивов, инстинктов, пережитых в детстве травм и т.д.; постфрейдистской концепции традиций и инноваций в искусстве и эстетике, сущности художественного эксперимента, призвания художника, природы творческого процесса. Особую привлекательность благодаря своей гуманистической направленности, открытости восприятию многообразия художественной жизни человечества приобрели идеи обновления культуры путем диалога и полилога как способов поиска истины. Связи между художественной практикой постмодернизма и ее философско-эстетическими истоками сложны и опосредованны. Вместе с тем есть основания говорить о парижской школе постмодернизма, включая в нее постструктурализм и П. как философские источники постмодернистской эстетики и искусства. Лит.:
Lacan J. Ecrits. P., 1966; Ibdem.
Le séminaire de Jacques Lacan. Livres II-XVIL P.,
1978-1991; Lyotard
J.-F. Des dispositifs pulsionnels. P., 1980; Ibdem. Le Postmoderne expliqué aux enfants. P., 1986; Deleuze
G., Guattari F. Capitalisme et schizophrénie. T.I. L'Anti-Oeudipe.
P., 1972; Ibdem. Rhizome. Introduction. P., 1976; Kristeva
J. Au commencement était l'amour. Psychanalyse et
foi. P., 1985; Ibdem. Pointe de suspension. Entretiens. P., 1992; Попова Н.Ф. Французский постфрейдизм. Критический
анализ. M., 1986; Маньковская H.Б. «Париж
со змеями» (Введение в эстетику постмодернизма). М., 1995; Ее же. Эстетика
постмодернизма. СПб, 2000. Н.М. Потебня
Александр Афанасьевич (1835-1891)
Один из выдающихся
ученых-лингвистов конца XIX в., оставивший глубокий след в различных областях
научного знания: лингвистике, фольклористике, мифологии, литературоведении, эстетике, искусствознании. П. окончил в |