|
Предыдущая Следующая
377
кусства), который представляет собой чучело барана
с туловищем, продетым внутрь автомобильной шины.
В конце 50-х гг. Р. освоил технику фроттажа
(натирания, введенную в искусство еще в 1925 г. Максом Эрнстом) для перевода журнальных
или газетных фотографий и картинок на бумагу и другие поверхности. Она открыла
перед ним более утонченные и изысканные возможности использования напечатанных
изображений в своих произведениях, чем те, которые предоставляла техника коллажа. Р.
активно использовал ее для создания графического цикла из 34 иллюстраций к
«Аду» Данте (1959-60 гг., МОMA). Каждая из иллюстраций (к одной из песен «Ада»)
представляла собой типично поп-артовское произведение. На поверхность листа
путем фроттажа наносились в разных местах отпечатки с фотографий современных
политических деятелей, спортсменов, актрис, фрагменты человеческих тел,
каких-то событий обыденной жизни, затем все это приводилось с помощью карандаша
и акварели в некую целостную графическую композицию. Визуальный синтаксис этих
листов, как и ряда последующих работ в технике шелкографии, основывался на
художественном упорядочивании с помощью традиционных средств искусства
(рисунка, акварели) как бы случайно перенесенного на поверхность листа
калейдоскопа фрагментов Повседневной жизни современного общества. Здесь Р., в
отличие от многих других своих коллег по направлению, остается на макроуровне
еще в лоне традиционного художественного (и именно живописного) мышления, в то
время как на микроуровнях активно вводит новые принципы и технологии
нетрадиционной арт-практики.
В начале 60-х Р. прекратил создавать
«комбинированные картины». В 1962
г. он освоил изобретенную Э.Уорхолом технику шелкографии и
создал в ней ряд крупных произведений, укрепивших за ним славу выдающегося
художника XX в. Фактически он пользуется здесь тем же приемом, что в
иллюстрациях к Данте, только в новой технике, в значительно больших масштабах и
с использованием более насыщенных цветовых гамм за счет применения масла. Одна
из картин этого ряда «Путь в небо» (Skyway, 1964) представляет собой полотно
(более 25 кв. м.!),
на которое с помощью шелкографии нанесены десятки фотоизображений от двойного
изображения в разных цветах репродукции с картины Рубенса «Туалет Венеры»
(нижний регистр картины) через хаос различных фрагментов современной
индустриальной действительности, включая два экземпляра (разных цветов) одного
и того же портрета президента Д. Кеннеди, и до схемы полета американских
астронавтов на Луну (в левой верхней части). За композиционно-цветовым решением
этой вроде бы достаточно пестрой работы просматривается даже некое литературно-содержательное
начало (от Рубенса, искусства, культуры, плоти через технологический прогресс к
высадке на Луну), которое перекрывается целым спектром игровых ходов имиджами и
стереотипами массовой культуры XX в. Именно принципиальная и органичная полисемантичность
в поле современной цивилизации данных полотен Р. вывела их автора на одно из
видных мест в истории искусства XX в. В середине 60-х гг. Р. неожиданно
уничтожает все шелкографические матрицы своих работ и полностью переключается в
сферу перформансов,
хэппенингов и других театрализованных акций.
Предыдущая Следующая
|
|