Основные дефиниции символа и искусства, как
символического выражения, символисты заимствовали у своих предшественников и
построили на этом эстетику С. Они с энтузиазмом восприняли идеи романтиков о
том, что символ в искусстве способствует восхождению от дольнего мира к
горнему, их мистико-религиозное понимание поэзии. «Поэзия по своей сути имеет
много точек соприкосновения с мистическим. Это — чувство особенного, личного,
неизведанного, таинственного, данного в откровении. Оно позволяет представить
непредставимое, увидеть невидимое, ощутить неощутимое», — это определение
Новалиса послужило исходным тезисом для теоретических установок многих
символистов. Так же, как и суждения Шеллинга о том, что природа и искусство
символичны; Ф. Шлегеля — «всякое искусство символично»; эстетический
пансимволизм французского философа Т. Жуффруа, утверждавшего в 401 смог постичь незримое», или утверждение Т. Карлейля о том, что в символе «имеет место воплощение и откровение Бесконечного. Бесконечное в нем должно перейти в конечное, слиться с ним, стать видимым и таким образом постижимым» (философский роман «Sartor Resartus», 1833). Прямыми предшественниками собственно С. как «школы», или направления, стали поэты Ш. Бодлер (1821-1867), П. Верлен (1844-1896), А. Рембо (1854-1891), а одним из инициаторов движения и его теоретиком — С. Малларме (1842-1898). Бодлер в своих теоретических сочинениях, составивших сборники «Романтическое искусство» и «Эстетические достопримечательности», фактически сформулировал многие из основных принципов С. Он выводит их из концепции Сведенборга о том, что весь мир пронизан соответствиями (correspodances), что все вещи, предметы, явления, как в духовной, так и в предметной сферах, взаимосвязаны, общаются между собой и указывают друг на друга. Художник, полагал Бодлер, своим творческим воображением («почти божественной способностью») проникает в глубинные отношения вещей, выявляет их соответствия и аналогии, освобождает их скрытую жизнь и с помощью художественных средств (метафор, сравнений и т.п.) делает ее доступной читателям и зрителям. Бодлер своим творчеством открыл противоположные «бездны» в душе человека — божественную и сатанинскую, манифестировал две молитвы души — к Богу и к Сатане. Эти «бездны» будут питать творчество многих символистов, а введенные Бодлером категории и понятия: соответствия, аналогия, воображение, иероглифы природы, словарь предметных форм и др. в применении к искусству войдут в теоретический лексикон С. С. как направление начал формироваться с |