Изобретатели соц-арта хорошо ощущали пустоту, лживость, лицемерие и цинизм официозного советского искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Свое отношение и к этому искусству, и к породившей его идеологии, и к державшемуся на этой идеологии строю они оригинально выразили, используя наиболее одиозные клише, формы, символы, знаки, стереотипы этого искусства и политического пропагандистского инструментария. Сдвигая формально-смысловые акценты советских коммунистических символов, используя отдельные пространственно-композиционные, структурные, монтажные и т. п. приемы различных направлений художественного авангарда XX в. (от конструктивизма, дадаизма, реди-мейд, сюрреализма до поп-арта и постмодернизма), активно манипулируя визуальными стереотипами советской пропаганды, они создали самостоятельное политизированное направление в постмодернизме. Для него характерны заостренная ироничность, гротескность, ёрничанье по поводу и относительно главных идеологических клише и стереотипов советской эпохи. Объекты соц-арта — это, как правило, центоны, собранные и составленные из блоков, элементов, цитат советского официозно-государственного антуража по поп-артовским принципам визуально-пространственной организации. Соц-артисты работали во многих видах арт-деятельности — от тради- 417 ционной живописи, графики,
скульптуры, плаката и рекламы до коллажей, инсталляций, ассамбляжей, акций и т. п. Как и для большинства явлений постмодернизма, для
соц-арта (особенно второй пол. 80-х — нач. 90-х гг.), наряду с иронией по
поводу породившей его культуры (советской официозной), характерны (возможно,
независимо от сознательных установок самих соц-артистов) определенные
ностальгические нотки и даже своего рода эстетизация ушедшей в прошлое эпохи
(мажорный оптимистический колорит большинства соц-артовских объектов, изобилие
яркой киновари, демонстрация официозных портретов коммунистических лидеров
(особенно Сталина), почти классицистическая организация композиции,
пространства, помпезность, торжественность и т. п.). К к. XX в. соц-арт
практически завершил свое существование; его представители живут и работают как
в России, так и (многие) в эмиграции, занимаясь самыми разными видами
арт-деятельности. Лит.:
Зиник 3. Соц-арт//
Синтаксис. № 3. Париж. 1979; Гройс Б. Соц-арт
// Искусство. № В.
Б. Средневековая
эстетика (как парадигма)
Имплицитная эстетика всех средневековых регионов, включая эстетику Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и др.; в узком смысле — эстетика Западной Европы V — XIV вв. С. э. сосредоточила в себе многие традиции, идеи, начала, как классической, так и неклассической эстетики (см.: Эстетика неклассическая). В западной С. э. можно выделить два главных хронологических периода — раннесредневековый (V-X вв.) и позднесредневековый (XI — XIV вв.) и два основных направления — философско-богословское и искусствоведческое. |