Соч.: Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929; Проблемы поэтики
Достоевского. М., 1963 (2-е, существенно перераб. и доп. изд); Творчество
Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Вопросы
литературы и эстетики. М., 1975; Эстетика словесного творчества. М., 1979;
ранняя работа «К философии поступка» была впервые издана в «Девтероканонический
корпус». В середине и конце 20-х
гг. были изданы работы по частным гуманитарным дисциплинам (теории литературы,
лингвистике, психологии), относительно которых существует предположение, что
они либо в той или иной мере принадлежат перу Бахтина, либо во всяком случае
опосредованно выражают его взгляды. Сюда входят книги: Волошинов В. Н. Фрейдизм: критический
очерк. М.-Л., 1927; Он же. Марксизм и философия
языка. Л., 1929; Медведев П. Н. Формальный метод в
литературоведении. Л., 1928, а также ряд статей в периодических изданиях. В последние годы начато (по техн. причинам с 5 тома) издание собр.
соч. Б., включающее помимо переиздания уже публиковавшихся работ неизвестные
архивные материалы разных периодов (Б. М.М. Собрание сочинений. Т 5.
Работы 1940-х — начала 1960-х гг. М., 1966). Лит.: Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин,
или Поэтика культуры. М., 1991; М. М. Бахтин как философ. М., 1992; Гоготишвили Л. А. Варианты и инварианты M.
M. Бахтина // Вопросы философии, 1992, № 1; Диалог. Карнавал. Хронотоп.
Витебск, 1992-1999 (четыре номера в год); Махлин В. Л. Бахтин и Запад // ВФ,
1993, № 1; Бочаров С.Г. Об одном разговоре и
вокруг него // Новое литературное обозрение. М., 1993, № 2; Фридман И. Н. Карнавал в одиночку //
ВФ, 1994, № 12; Бахтинология. СПб., 1995; Clark К., Holquist M. Mikhail Bakhtin.
Л.Гоготишвили Башляр (Bachelard) Гастон (1884-1962)Французский философ, эстетик, критик, основоположник неорационализма. Является
одним из тех, кто в прямом смысле слова сделал себя сам. Окончив среднюю школу,
он с помощью самообучения получил высшее образование, защитил докторскую
диссертацию и стал профессором Сорбонны. Б. относился к числу редких в наше
время людей, обладавших универсальными, энциклопедическими знаниями. Эволюция
его интересов шла от математики к философии и затем к эстетике и искусству. Как
философ, Б. не создал онтологии, ограничившись эпистемологией. Однако как
эстетик он разработал своеобразную поэтическую онтологию, основу которой
составляет оригинальное истолкование древней мифологемы элементов-стихий :
огня, воздуха, воды и земли. Б. успешно проявил себя и как писатель, создав
особый вид философской эссеистики, получив национальную премию в области
литературы. За редкую широту талантов его называли «человеком поэмы и теоремы».
Свои надежды на будущее Б. связывал с просветительскими идеалами и ценностями,
с верой в разум, науку, прогресс, с идеалами гуманизма. При этом он был
убежден, что классический разум исчерпал себя, |