казалось, еще немного, и экран
спровоцирует настоящее убийство. Выяснилось, однако, что опаснее всего в
комфортабельном загородном доме на берегу австрийского озера. Зрителей фильма
"Занятные игры" режиссера Михаэля Ханеке предупреждали о наличии
почти непереносимых сцен. Последний раз подобные предупреждения в Канне
печатались на билетах пять лет назад перед "Бешеными псами"
Тарантино. И не зря: даже некоторые закаленные профессионалы не выдержали и
покинули просмотр "Занятных игр" за четверть часа до финала,
спасаясь в баре за бокалом виски. Между тем Ханеке — это по всем статьям
анти-Тарантино: насилие здесь не "новое", а лишь более суггестивное.
И мотивировано оно не жанром, не киномифологией, но и не классовым пылом. Не
стариком Фрейдом и не сравнительно новым пророком Бодрийяром. Все начинается с визита на виллу
соседских гостей (то есть не самих соседей, а неких посетивших их на уикэнд
друзей или родственников). В дом являются двое полуинтеллигентных парней с
целью одолжить четыре яйца для омлета. А через два часа экранного времени (в
реальности — меньше суток: от полудня до рассвета, почти как у Родригеса) все
завершается тотальным истреблением — без всяких видимых резонов и выгод —
мирного семейства. Милые гости оказываются садистами и головорезами, о чем пару
часов назад не подозревали, кажется, и они сами: настолько спонтанны их
реакции, лишь постепенно переходящие из области бытовой ссоры в
профессиональный садизм. Ну почти что сюжет из нашей коммунально-уголовной
хроники: сам не понял, как изнасиловал старушку и прирезал соседа-собутыльника. Только постепенно проницательный зритель
начинает прочитывать совсем другой сюжет, не имеющий отношения к
"бытовухе". Догадывается, что не случайно хорошо знакомые им хозяева
соседской виллы, находящиеся в двух шагах, никак не проявляют себя:
просто-напросто их уже нет в живых. А завтра с утречка вошедшие во вкус
"гости будут жарить свой омлет еще у одной семьи по соседству. Кровавая коррида разыгрывается на фоне
окультуренной природы и одичавшей культуры, которая рвется из постоянно
включенного в доме телевизора. В Канне было множество фильмов, в которых кино-
и телекамера обвиняются во всех смертных грехах. Юбилейная эйфория и
самолюбование, еще недавно питавшие кинематографический мир, сменились волной
рефлексии и укорами нечистой совести. Кино, телевидение и видео в большей
степени, чем когда бы то ни было, воспринимаются как злые гении культуры.
Присущие всем разновидностям камеры наркотические эффекты, целлулоидный
вампиризм и опасности новых технологий — эти мотивы навязчиво бродят из фильма
в фильм. И сливаются в один — мотив провокации насилия. |