Производство: Alfred J. Hitchcock Productions, A Universal Release, США Съемочный период: март - 1 июля 1962 года Павильонные съемки: студия Universal Натурные съемки: северная Калифорния (в том числе Сан-Франциско, Бодега-Бей и др.) Продюсер: Альфред Хичкок (не указан в титрах) Дата релиза в США: 28 марта 1963 года
115 мин., цветной, aspect ratio 1,85:1
Сценарий - Эван Хантер (Evan Hunter) по мотивам одноименной повести Дафны Дю Морье (Daphne Du Maurier)
Консультант по звуку - Бернард Херрманн (Bernard Herrmann)
Оператор - Роберт Беркс (Robert Burks)
Камео Хичкока - в начале фильма мы видим его выходящим из зоомагазина с двумя терьерами на поводке.
Синопсис
История начинающегося романа молодой богатой девушки и холостяка-юриста, разворачивающаяся на фоне беспричинного и страшного нападения полчищ самых безобидных птиц на маленький городок.
История создания фильма
На мысль снять этот фильм Хичкока натолкнули появившиеся как-то в газетах заметки о необъяснимом нападении обычных птиц на людей. Так в апреле 1960 года Хич прочитал статью о том, что одним теплым весенним вечером в одном из калифорнийских городков свыше тысячи птиц залетели в дом через каминную трубу. Они разрушили все внутри и покалечили хозяйку, когда запутались в ее волосах. Хичкок сразу вспомнил о короткой повести Дафны дю Морье "Птицы", которая была опубликована еще в 1952 году и права на экранизацию которой он давно (так сказать на всякий случай) приобрел, но до сих пор не воспользовался ими (в повести рассказывается о нападении хищных птиц на дом фермера, причем в ней нет ни одной строчки диалога), также повесть вошла в одну из книг серии Альфред Хичкок представляет. Хичкок перечитал повесть, ему понравилась в целом ее атмосфера, но показались слабыми сюжетная линия и персонажи, поэтому он сделал вывод, что из этой повести фильм не получится. В конце лета 1961 года в газете снова появилась заметка о нападении птиц на людей, на этот раз еще более разрушительном и масштабном, чем прошлогоднее. Хич на этот раз загорелся сделать фильм по книге дю Морье.
Нужен был сценарист. Хич мигом по телефону связался с Джозефом Стефано (он писал сценарий к предыдущему фильму Хича "Психо" и был связан с ним контрактом еще на 3 сценария). Когда же они встретились, Стефано сказал откровенно, что не в восторге ни от этих нападений птиц, ни от самой повести. Хич с женой Альмой и личным ассистентом Пегги Робертсон обсудили других сценаристов и в конце концов пришли к выводу, что раз рассказ дю Морье слабоват по части сюжетной линии и характеров, то Хичкок наймет какого-нибудь писателя-романиста, который исправит этот недостаток. Самюэль Тейлор (сценарист "Головокружения"), Эрнест Леман (сценарист "На север через северо-запад") в то время были связаны контрактами, от контракта с Джоном Майклом Хейсом (автор сценария фильмов "Неприятности с Гарри", "Поймать вора", "Окно во двор") Хич уклонился сам. И он обратился к писателю Эвану Хантеру, с которым как-то встретился на съемках одной из серий сериала Альфред Хичкок представляет "Хрустальный окоп". Эван Хантер (публиковал свои произведений под псевдонимом Эд Макбейн) писал детективы, также писал истории для хичкоковского журнала, а одна из его коротких историй была адаптирована для сценария одной из серий хичкоковского сериала. Сам же он тоже адаптировал один рассказ другого писателя для этого сериала. Два его романа были экранизированы. В сентябре 1961 года Хантер прибыл в офис Хичкока в Парамаунт, чтобы начать долгую работу над Птицами. Из рассказа дю Морье Хичкок решил взять только название и идею того, что птицы вдруг стали нападать на людей. Хич сраз объявил Хантеру, чтобы тот не беспокоился о технической стороне дела - о том, как будут перенесены на экран придуманные им сцены нападания птиц и т.п. Для этого в команде режиссера были
художники и постановщики спецэффектов.
Хичкок, как это часто у него случалось, окружил Хантера чрезмерным вниманием - приглашал к себе на обеды, на совместные прогулки, дарил его детям подарки на праздники и т.п. Проявлял, можно сказать, навязчивую любезность.
С актрисой, исполнившей главную роль в "Птицах" и следующем фильме Хича, режиссер познакомился следующим образом. Однажды он с женой смотрел утреннее шоу по телевизору и в рекламном ролике диетического напитка Sego увидал стройную молодую блондинку. Он дал задание своим агентам найти ее и пригласить на собеседование. Приглашение на него Типпи Хедрен, как звали эт блондинку, получила в этот же день вечером, а на следующее утро пришла на собеседование. Она была моделью, приехавшей в Калифорнию из Нью-Йорка с целью найти себе более легкую работу, и думала, что ей хотят сделать предложение сняться в каком-нибудь очередном рекламном ролике. На первых порах сам Хичкок с ней не беседовал, а ей не говорили, кто хочет подписать с ней контракт. Молодой модели предложили оставить папку со своими фотографиями и, когда Хич просмотрел их, его решение оказалось молниеносным и бесповоротным. Вскоре ей сказали, что Альфред Хичкок желает подписать с ней семилетний контракт. Предложенная сумма была не очень большой (начиная с 500 долларов в неделю в течение первого года), но стабильной (в отличие от дохода в модельном и рекламном бизнесе), а именно это тогда и было необходимо молодой матери (у Типпи уже была 4хлетняя дочка Мелани - будущая актриса Мелани Гриффит). На первой встрече Хич говорил с Хедрен обо всем на свете, кроме кино, телевидения, рекламы - у нее даже не сложилось впечатление, что ее тестируют. В ноябре 1961 года Хедрен в доме Хичкоков на Беллагио Роад проходила киинопробы. Ее экранным партнером был Мартин Бальсам (тот, что сыграл в предыдущем фильме Хича "Психо" роль детектива). Хедрен предложили сыграть наиболее важные и сложные отрывки из таких фильмов, как "Унесенные ветром", "Ребекка", "Дурная слава" - были подготовлены соответствующие костюмы и декорации. А для цветных тестов ей предложили сыграть в сцене пикника из фильма "Поймать вора". По отзывам Бальсама она была просто великолепна. Она нервничала, была не очень уверена в себе, но старательно выполняла все, что требовал от нее Хич. Тесты в итоге Хедрен успешно прошла, думая, что ее тестируют для съемок в каком-нибудь ТВ шоу. В рождественскую ночь она получила от Хича подарок - к дверям ее дома привезли два мешка картошки (Хичкок сказал как-то, что ей надо немного набрать вес), а на следующее утро от Хича и Альмы пришла поздравительная телеграмма (сами они на рождество, как обычно, уехали в Сен-Мориц).
Вернувшись из Сен-Морица, Хич просмотрел первый вариант сценария, подготовленный Хантером. Он сделал к сценарию свои письменные комментарии - очень подробные, сцена за сценой. В конце января они очень усердно трудилсь с Хантером над тонкостями сценария. А в феврале Хич перебрался в свои новый, очень обширный, офис в Юниверсал.
Съемки начались в марте в северной Калифорнии.
Натурные съемки фильма большей частью проходили в Бодега-Бей, расположенном в 60 милях к северу от Сан-Франциско (как это и упоминается в фильме). Хичкок познакомился с этим уголком Северной Калифорнии еще во время съемок "Тени сомнения", которые проходили неподалеку - в Санта-Розе. Теперь когда Хичкок каждый день утром ехал на съемки "Птиц", вдоль дороги стояли толпы детей с плакатами "Мистер Хичкок, пожалуйста, остановитесь!". Хичкок каждый раз останавливался и по полчаса раздавал автографы.
Дом Бреннера и другие постройки, сооруженные для съемок, в точности воспроиводили дома местных фермеров. Ресторан Тайдз (Tides) в действительности существовал в Бодега-Бей. Здание школы в Бодега-Бей, из которой дети, спасаясь от птиц, бегут вниз по дороге в город, на самом деле находится в 5 милях к юго-западу от Бодега-Бей.
В итоге фильм оказался состоящим из 1360 планов, причем примерно треть из них были сложными - создавались с помощью трюковых или комбинированных съемок.
Съемки нападения птиц проходили с использованием специальных технических уловок. Например, на общих планах нападение птиц - это всего лишь покадрово наложенная на пленку мультипликация. Для съемок эпизода на бензоколонке, когда чайка пикирует на заправщика, привлекли актера - специалиста по сценическому движению и дрессированную чайку, которую научили летать с места на место над головой человека. В нужный момент актер лишь изображал, что получил удар клювом по голове и падал. Для съемок сцены на чердаке, когда птицы нападают на Типпи Хедрен, к птичьим лапкам были привязаны тонкие нейлоновые нити, крепившиеся другим концом к платью актриссы. Во время съемок этой сцены одна птица действительно клюнула Типпи Хедрен.
Тем временем Хичкок окружил Хедрен таким вниманием, которое в дальнейшем стало причиной серьезного конфликта между ними. Он нанял двух человек, чтобы те наблюдали (и потом докладывали ему) за тем, чем она занимается в свое свободное время - куда ходит и с кем встречается. Когда она были рядом, то по свидетельствам очевидцев, Хич буквально не сводил с нее глаз. Затем он стал давать молодой актрисе советы, что одевать вне съемочной площадки, что есть, с кем встречаться, а с кем нет, и очень сердился, если она что-то делала по-своему. Он очень дотошно и скурпулезно посвящал ее во все тонкости кинопроизводства - он хотел сделать из нее звезду Голливуда, совершенно не считаясь с тем, что она не очень этого хотела.
Хедрен все это терпела. Первый срыв у нее произошел при съемке одной из последних и в то же время важных и технически сложных сцен, когда на нее нападают птицы на чердаке в доме Бреннеров. Съемочная площадка была превращена в клетку, внутри которой находилась камеры, Хедрен и птицы, которых дубль за дублем, на протяжении нескольких дней буквально кидали на нее. Затем при просмотре отснятого материала оказалось, что атаковавшие актрису птицы слишком быстро улетали от нее. Тогда пришлось все переснимать и идти на маленькую хитрость - на актрису надели специальные чулки, к которым тонкими нитями привязали птиц за лапки. Теперь они все время кружились возле нее. А одна из птиц клюнула ее в левый глаз. Глаз не пострадал, лишь на нижнем веке образовалась ранка, но у актрисы случилась истерика, ее увезли домой и еще целую неделю она не могла работать, из-за чего съемочный процесс остановился.
В фильме нет музыки - только шумовые эффекты: крики птиц, шум крыльев и т.д. При их записи использовались как звуки из фонотеки, так и полученные с помощью электронных синтезаторов. Композитор Бернард Херрманн, написавший музыку к нескольким предыдущим фильмам Хичкока, принимал участие в подборе шумового оформления и в титрах значится как консультант по звуку.
Фильм не заканчивается привычными финальными титрами "The End", так как Хичкок хотел оставить в душе зрителей ощущение неоконченного ужаса.
Перед выходом фильма на экраны была развернута шумная многомиллионная рекламная кампания. Хичкок лично придумал рекламный слоган - "Птицы" идет ("The Birds" is coming") - именно идет, а не идут.
"Это было гениально, - сказал Эван Хантер, - в безграмотной фразе сочетались юмор и напряжение."
Хичкок и Хедрен ездили представлять Птицы на кинофестиваль в Каннах.
Ворона, которая сидит на плече у Хичкока на многих рекламных фотографиях, "не снималась" в фильме. После окончания съемок один из сотрудников студии купил ее за 10 дол. у мальчика, которого увидел на улице с ручной вороной, сидящей у него на плече.
Фотографии со съемочной площадки
Альфред Хичкок и сценарист Эван Хантер
Раскадровка к фильму - один из финальных кадров
Экранный тест Типпи Хедрен. Ее партнер (сидит на диване) - актер Мартин Балсам
То же
Альфред Хичкок со своими собаками во время съемок своего камео
Альфред Хичкок у клетки с птицами, пойманными специально для съемок
Во время съемок финальной сцены
Род Тейлор, Типпи Хедрен и Альфред Хичкок во время съемок
Альфред Хичкок с членами съемочной группы
Альфред Хичкок на съемочной площадке - на заднем дворе дома Бреннеров
Альфред Хичкок и Типпи Хедрен на съемках эпизода, когда Мелани привозит попугайчиков для Кэти
Альфред Хичкок и Род Тэйлор на съемках эпизода возле дома учительницы
Рекламный снимок
Рекламный снимок
Рекламный снимок
Рекламный снимок
Альфред Хичкок и Типпи Хедрен сходят с трапа самолета в Каннах, куда прибыли на кинофестиваль представлять свой фильм
Альфред Хичкок, Типпи Хедрен и Альма Ревилль (позади левого плеча мужа) на Каннском кинофестивале
У одного из кинотеатров во время премьеры фильма Птицы
Трейлер
Уникален тем, что при своей длительности почти в три минуты в нем нет ни одного кадра из фильма. Эпизод с Типпи Хедрен снимался специально для трейлера. Весь рекламный эффект трейлера основывался на появлении в кадре самого режиссера (со своей ироничной лекцией о птицах), который к тому времени стал достаточно узнаваем зрителями (в основном за счет своего телевизионного сериала Альфред Хичкок представляет, ведущим которого Хич был).
[сard] Mr. Hitchcock would like to say a few words to you.
[Alfred Hitchcock:] "How do you do? My name is Alfred Hitchcock and I would like to tell you about my forthcoming lecture. It is about the birds and their agelong relationship with man. It will be seen in theatres like this across the country. In my lecture I hope to make you all aware of our good friends, the birds. Theirs is a noble history and through it all man has played a conspicuous part. This cave drawing is one of man's earliest sketches of his feathered friend. One can see at once the loving care with which the artist depicted his subject. The story of man and his friends the birds is filled with many fine examples of ways in which these noble creatures have added to the beauty of the world. Take this plumed hat from the period of Charles the first. How proud the birds must have been to have their feathers plucked out, to brighten man's drab life. Here we have a later model, a refinement of the first. Here man, or rather woman, thought enough of the birds to have an entire one as a decoration. It's quite dead of course. Naturally, the egg plays a very prominent part in my lecture. Not a word about which came first however. I don't believe in dealing with controversial matters. Thousands of years ago man was satisfied merely to steal an egg from a nest and use it for food. Now he has perfected this process by imprisoning each hen in a separate cage and by scientifically manipulating the lights so that she doesn't fall into the rut of the old twenty-four hour day. Thus he can induce the bird to reach fantastic heights of egg production. Originally there where many varieties of birds on earth. Some have become extinct, the great auk, the passenger pigeon and the famous dodo bird have all disappeared. Actually they didn't exactly disappear, they were simply killed off, but of course, this is nature's way. Man merely hurries a process along whenever he can be of help. Man and birds have been responsible for a great many advances in our civilization. For example the bird was the inspiration for the invention of gunpowder. And it was his speed that brought about the development... of the shotgun. But man has not been unmindful of his debt to the bird, we have honoured our feathered friends in many ways. We cage birds and show them off proudly in most of our zoos and the turkey is traditionally our guest of honour at Thanksgiving. I suspect you never realized that if it weren't for birds even some of our pastimes would suffer noticeably, duckhunting for example. Granted bagging a fellow hunter can be diverting but the supply is rather limited. I hope you don't mind if I have something to eat but I'm rushed today. Planning the lecture has been most educational for me. I've begun to feel very close to the birds and have developed a real sympathy for our little... what was I saying... oh yes, I've come to feel very close to the birds and I've come to realize how they feel when... I don't think I'll eat just now. Hardly proper with all of you here. Surely the birds appreciate all we've done for them. Don't you? Beautiful cage, fresh water, no other birds to bother you, none of that blinding sunlight... Oh, now why would he do that? Most peculiar, what on earth.."
[Tippi Hedren rushes in and cries:] "They're coming! They're coming!"
[сards] What is the shocking mystery of the birds? They massed by the thousands and tens of thousands why? What was their evil intent? Suspens and shock beyond anything you have ever seen or imagened!
Alfred Hitchcock's "The Birds" from Daphne Du Maurier's thrilling story.
"The Birds could be the most terrifying motion picture I have ever made".
Alfred Hitchcock.
Перевод:
[надпись] Мистер Хичкок хотел бы сказать вам несколько слов.
[Альфред Хичкок:] "Здравствуйте! Меня зовут Альфред Хичкок и я хотел бы рассказать вам о предстоящей мне лекции. Она о птицах и об их очень долгих отношениях с человеком. Ее покажут в кинотеатрах, как этот, по всей стране. В своей лекции я надеюсь осведомить вас о наших хороших друзьях, птицах. Их история прекрасна, и на всем ее протяжении человек играл заметную роль. Этот пещерный рисунок - одно из самых ранних изображений человеком своего пернатого друга. Можно видеть особую тщательность, с который художник изобразил свой объект. История человека и его друзей птиц наполнена многочисленными отличными примерами того, как эти прекрасные создания присоединились к красоте мира. Возьмите эту шляпу с пером времен Карла первого. Как должны были гордиться птицы тем, что их выдернутые перья украшают серую жизнь человека. А вот более поздняя модель, улучшенный вариант первой. Это мужчина, или скорее женщина, достаточно подумавшая о птицах, чтобы иметь одну такую целую в качестве украшения. Она конечно мертва. На самом деле яйцо играет очень важную роль в моей лекциии. Ни слова о том, что появилось вперед. Я не верю в сделки между противоречивыми вещами. Тысячи лет назад человек бывал вполне удовлетворен тем, что смог украсть яйцо из гнезда и использовать его как пищу. Сейчас он усовершенствовал этот процесс, помещая каждую курицу в отдельную клетку и по-научному манипулируя светом, так что у нее не возникает полового желания весь двадцатичетырехчасовой день. Конечно он может заставить достичь птиц фантастического веса или продукции яиц. Изначально было много видов птиц на земле. Некоторые вымерли, большая гагарка, странствующий голубь и знаменитый дрон исчезли. На самом деле они не исчезли в прямом смысле, а их просто убили, но, конечно, это природный путь. Человек просто торопит процесс с собой всякий раз, когда он может помочь. Человек и птицы в ответе за многие великие достижения нашей цивилизации. К примеру птица была вдохновением изобретения пороха. И именно его успех повлек изобретение... ружья. Но человек не забывал о своем долге по отношению к птицам, мы чтили наших пернатых друзей разными способами. Мы сажаем их в клетку и с гордостью показываем их в большинстве наших зоопарков, а индейка - традиционно наш почетный гость на Благодарение. Я подозреваю, что вы никогда не задумывались, что, если бы не птицы, то даже пострадали бы многие из наших времяпрепровождений, утиная охота например. Разрешенная охота на товарища охотника может быть забавной, но запас их скорее всего ограничен. Я надеюсь, вы не возражаете, если я съем что-нибудь, но я увлекся сегодня. Планирование лекции было самым поучительным для меня. Я стал очень близко чувствовать птиц, и у меня возникла настоящая симпатия к нашим маленьким... что я сказал?.. ах да, я стал очень близко чувствовать птиц и я стал представлять, что они чувствуют, когда... Я не думаю, что я буду есть сейчас. Едва ли стоит и вам здесь всем. Конечно, птицы ценят все, что мы делаем для них. Не так ли? Красивая клетка, свежая вода, другие птицы не мешают вам, нет этого слепящего солнечного света... Ой, так почему она хочет сделать это? Самое необычное, что на земле.."
[Типпи Хедрен вбегает и кричит:] "Они приближаются! Они приближаются!"
[надписи] Что за шокирующая тайна у птиц? Почему они тысячами, десятками тысяч собирались в стаи? Что за злые намерения были у них? Саспенс и шок - вне всякого сравнения с тем, что вы когда-нибудь видели или воображали!
"Птицы могли бы стать самым ужасающим фильмом из тех, что я когда-либо делал". Альфред Хичкок.
Кадры из трейлера
Ссылки
Скачать трейлер к фильму (8,5 мб, формат .asf, качество хорошее, скриншоты сделаны с этого видеофайла) можно здесь! Качать программой StreamBox!
"Я и Хич" - записки сценариста фильма Эвана Хантера о работе с Хичкоком над сценарием к фильмам Птицы и Марни. Очень интересно! Читаем здесь!