aspect ratio - это формат кино- (или видео-) изображения, представляющий собой соотношение ширины и высоты кадра. Стандартным телевизионным и старым киноформатом ("полноэкранное кино") является соотношение 4:3 (или, что то же самое, 1,33:1) - это соотношение сторон телевизонного экрана и монитора компьютера. Формат изображения может иметь любое значение в некоторых пределах, но основными современными киноформатами являются 1,85:1 (стандарт американских кинотеатров и фильмов), 1,66:1 (европейский стандарт) и особый cinemascope-формат 2,35:1. При просмотре "широкоэкранного" фильма на мониторе компьютера или по обычному телевизору из-за несоответствия их форматов возникает необходимость подгонки изображения. Для этого применяют два способа - леттербоксирование (широкоэкранное изображение подгоняется по ширине экрана, а сверху и снизу от него добавляются черные полосы) или пансканирование (широкоэкранное изображение подгоняется по высоте экрана, а непоместившиеся края просто обрезаются). Фильмы Хичкока сняты в разных форматах, причем ранние фильмы - как правило в формате, близком к полноэкранному (1,37:1), а поздние - в "широкоэкранном" формате 1,85:1, в котором выходило большинство американских фильмов, снятых после 1955 года. Камео (cameo) - эпизодическая роль в кино. О камео говорят в том случае, когда какая-нибудь известная персона (чаще в мире кинематографа, но не обязательно) или член съемочной группы данного фильма (работа которого протекает не перед, а за камерой - например режиссер, сценарист, оператор, композитор и др.) появляется на экране в одном из эпизодов фильма буквально на несколько секунд, выполняя роль статиста (человека из массовки). Такое появление на экране не указывается в титрах к фильму и представляет собой что-то типа шутки. Хичкок снялся в эпизодических ролях в большинстве своих фильмов. МакГаффин (MacGuffin) - некая очень важная для героев фильма цель (чаще это получение какой-то информации), которую они стремятся во что бы то ни стало достичь, на чем и строится весь сюжет, при этом содержание этой цели для сюжета большой роли не играет и подробно создатели фильма в нее зрителя не посвящают. Таким образом это лишь повод для показа на экране определенных событий. Это слово в данном значении впервые использовал Ангус МакФейл (был редактором сценариев в компании Gaumont-British), который принимал участие в написании сценария к фильму Хичкока Человек, который слишком много знал (1934). Он утверждал, что МакГаффин - имя из одного шотландского анекдота (В поезде едут два человека. Один спрашивает: "Что это там на багажной полке?" Второй отвечает: "О, да это МакГаффин". - "А что такое МакГаффин?" - "Ну как же, это приспособлаение для ловли львов в горной Шотландии" - "Да, но ведь в горной Шотландии не водятся львы". - "Ну, значит, и МакГаффина никакого нет!") В широкое обращение это слово ввел именно Хичкок. И сценариии многих его фильмов (и всех без исключения шпионских картин) строятся с ипользованием МакГаффина. Классический пример - фильм Иностранный корреспондент. Главному герою нужно узнать содержание одного тайного пункта в голландско-бельгийском договоре. Все приключения главного персонажа (т.е. фактически весь фильм) связаны с достижением им этой цели. Но что это за договор, зачем он нужен, что там за секретный пункт - в эти "ненужные мелочи" зрителя не посвящают - ведь это всего лишь повод для событий, разворачивающихся на экране, и сам по себе зрителю фильма с саспенсом вряд ли интересен. Рир-экран (rear screen) - специальный синий экран, применяющийся как фон при павильонных съемках в том случае, когда отснятые кадры необходимо в дальнейшем скомбинировать с другими кадрами. Нужен, например, для того, чтобы снимать "натурные" сцены в павильоне. В этом случае актеры, задействованные в сцене, снимаются в студии перед этим экраном. Затем кадры подверагают специальной обработке, в ходе которой из них как бы удаляется весь синий цвет, т.е. по сути фон. Остаются лишь снимавшиеся в сцене действующие персонажи. Их изображение затем можно легко наложить на другие кадры, например на заранее отснятые оператором специальной экспедиционной группы кадры натуры. Хичкок часто применял рир-экран, даже тогда, когда тот уже вышел из моды. Это позволяло ему работать преимущественно в студии, где он чувствовал себя как рыба в воде. Саспенс (suspense) В английском языке это слово означает неизвестность, неопределенность, беспокойство, тревогу ожидания, нерешенность (по мюллеровскому англо-русскому словарю). Происходит от латинского глагола suspendere - подвешивать, т.е. изначально саспенс - это некое "подвешенное состояние". По определению Франсуа Трюффо саспенс - это "нарастание напряженного ожидания". Это особое состояние беспокойства, тревоги, которое возникает у зрителя при просмотре фильма. В "саспенсовые" моменты зритель как никогда оказывается вовлеченым в происходящее на экране, он переживает так, как будто ему, а не эранному герою угрожает опасность, как будто он непосредственный участник тех событий, которые разворачиваются в фильме. Хичкока называли мастером саспенса - за его умение вызывать у зрителя описанное состояние. Селзник Дэвид (Selznick David) (1902-1965) - известный американский продюсер, на счету которого создание таких фильмов как Унесенные ветром, Кинг Конг, Дэвид Копперфилд и др. Именно заключив с ним контракт, Хичкок вместе с семьей перебрался в Америку. Селзник был продюсером первого американского фильма Хичкока Ребекка, а также еще двух его фильмов - Завороженный и Под знаком козерога. Селзник привык полностью, вплоть до самых мелочей, контролировать процесс создания продюсируемых им фильмов, чем очень раздражал Хичкока, который не терпел вмешательства в свою работу. Борьба между продюсером и режиссером в 40е годы в какой-то степени предвосхитила будущие реалии кинематографа - с одной стороны голливудская система, где хозяином фильма является продюсер, приобретающий перспективный сценарий и нанимающий режиссера для его переноса на экран, с другой стороны - авторское направление кинематографа, в котором утверждается, что полным хоязином фильма (его "автором") должен быть режиссер, вкладывающий в него свое видение мира, свои чувства, мысли и т.п. Спото Дональд (Spoto Donald) (род. в 1941) - известный американский биограф, автор фундаментальных биографий Мэрилин Монро, Ингрид Бергман, а также Альфреда Хичкока. Его биография Хича, вышедшая под названием Темная сторона гения: Жизнь Альфреда Хичкока (The Dark Side of Genius: The Life of Alfred Hitchcock) является одной из самый известных биографий режиссера и практически первой биографией, изданной после смерти Хича (первое издание - в 1983 году). Трюффо Франсуа (Truffaut Francois) (1932-1984) - известный французский кинорежиссер (400 ударов, Стреляйте в пианиста, Жюль и Джим, 451 градус по Фаренгейту), начинал как кинокритик в журнале Cahiers du cinema, основатель "новой волны" во французском кинематографе, один из основоположников авторской теории кино. Трюффо, глубоко почитавший Хичкока, считавший его своим идолом и пытавшийся копировать хичкоковский стиль в некоторых своих фильмах (Соседка, Скорей бы воскресенье!, Зеленая комнта), стал причислять его к "авторам", в то время как за океаном Хичкока считали лишь гениальным ремесленником. В 1966 году Трюффо провел большое многодневное интервью с Хичкоком (которое в общей сложности длилось 52 часа), а затем издал книгу "Кинематограф по Хичкоку", которая состояла из ответов Хичкока на его вопросы. До сих пор это единственная книга об Альфреде Хичкоке, переведенная на русский язык и изданная в России. |