Производство: Transatlantic Pictures, Великобритания-США Съемочный период: осень 1948 года Павильонные съемки: студия Elstree, Великобритания Натурные съемки: ранчо Warner Bros., Canoga Park, США Продюсеры: Альфред Хичкок, Сидни Бернштейн (Sidney Bernstein) - не указаны в титрах Дата релиза в США: 8 сентября 1949 года
117 мин., цветной, aspect ratio 1,37:1
Сценарий - Джеймс Брайди (James Bridie) по пьесе Джона Колтона (John Colton) и Маргарет Линден (Margaret Linden), основанной на одноименном романе Хелен Симпсон (Helen Simpson); адаптация - Хьюм Кронин (Hume Cronyn)
Музыка - Ричард Эддинселл (Richard Addinsell)
Оператор - Джек Кардифф (Jack Cardiff)
Камео Хичкока - в этом фильме Хичкок появляется в эпизодической роли дважды. В самом начале фильма мы видим его в эпизоде, когда губернатор произносит речь на городской площади. Хичкок - один из зрителей в толпе, он в коричневых штанах, синем пиджаке и черной шляпе.
Затем чуть позже мы видим его почти в таком же одеянии на ступенях губернаторского дома - он один из трех человек (стоит в центре этой троицы), стоящих там в тот момент, когда к дому подъезжает экипаж с Адером.
Можно кликнуть мышкой на изображениях, чтобы получше рассмотреть Хичкока :-)
Синопсис
Описание с сайта DVDclassic:
Действие этого фильма происходит в Австралии XIX века, в Сиднее, в тот период, когда отбывший свой срок заключенный мог начать новую жизнь с чистой страницы.
Ингрид Бергман - в роли хрупкой, утонченной жены (тем не менее она не прочь приложиться к бутылке) сурового мужа (Коттен) (он-то и начал новую жизнь). Супруг разбогател, но общество его не принимает. В их семье скрываются темные тайны. Приезжающий гость (Уайлдинг) втягивается в извлечение семейных скелетов из шкафа на свет божий, потому что его непреодолимо влечет к хозяйке дома. Зрителю предстоит узнать, что в прошлом героя фильма осудили за убийство брата его жены, хотя преступление было совершено женой, а он просто взял на себя вину.
История создания фильма
Что означает название фильма?
Традиционное русское название фильма Under Capricorn - Под знаком Козерога. Но дословный перевод просто Под Козерогом. Имеется в виду тропик Козерога, который пересекает материк Австралия (именно в Австралии и разворачивается действие фильма) и делит его на две почти равные части - северную и южную.
Для интересующихся географией напомню, что тропики - географические параллели, отстоящие на 23°27' к северу (Северный, или тропик Рака) и к югу (Южный, или тропик Козерога) от экватора. Смысл выделения параллелей, имеющих такую широту, в особые географические линии в том, что именно они ограничивают (тропик Рака с севера и тропик Козерога с юга) те точки на поверхности Земли (про эти точки говорят, что они лежат в пределах так называемых тропических широт), с которых можно наблюдать Солнце в зените (правда, не всегда, а лишь в определенные дни года). В дни солнцестояний, когда Солнце занимает крайние точки своего положения (имеется в виду высота над горизонтом) на небосклоне, оно находится в зените именно для областей, лежащих на одном из тропиков. (В день летнего солнцестояния (21-22 июня), в полдень Солнце находится в зените для мест, лежащих на Северном тропике, в день зимнего солнцестояния (21-22 декабря), также в полдень Солнце находится в зените для мест, лежащих на Южном тропике).
Почему же тропик получил название тропика Козерога? Речь конечно же идет об одном из зодиакальных созвездий (созвездие Козерога). Дело в том, что раньше (около 2х тысяч лет назад, когда появились эти названия) Солнце в день зимнего солнцестояния находилось в созвездии Козерога (сейчас в этот день оно находится в созвездии Стрельца).
Идея фильма и сценарий
Роман Под знаком Козерога был опубликован в 1937 году. В 1944 году Маргарет МакДонелл (Margaret McDonell, один из редакторов сценарного отдела у Селзника; а в то время у Хичкока был с ним контракт) отправила Хичкоку копию романа и неопубликованную театральную версию романа (пьесу) Колтона и Линден. Она полагала, что это произведение заинтересует Хича. В 1945 году Хичкок купил права на пьесу за символическую сумму в один доллар. Он хотел в главной роли снять Ингрид Бергман (которая только что снялась у него в фильме Завороженный). Но желая иметь больший контроль над производством фильма, чем обычно ему предоставлял Селзник, Хич решил отложить проект до того момента, когда они с Сидни Бернштейном создадут свою собственную независимую компанию по производству фильмов. В 1947 году срок контракта с Селзником истек. Указанная компания (под названием Transatlantic Pictures) была создана и под ее эгидой был снят фильм Веревка. После завершения работы над Веревкой Хич наконец-то решил заняться отложенным проектом. В конце жизни он утверждал, что никогда не любил костюмные драмы и не стал бы снимать этот фильм, "если бы не Ингрид Бергман. Она в ту пору была самой яркой звездой в Америке, и все американские продюсеры добивались ее сотрудничества, вот и я соблазнился мыслью, что заполучить Бергман - значит свершить великий подвиг. Это было вроде победы над всеми собратьями по киноиндустрии сразу. Дурацкая идея, я вел себя, как мальчишка. Потому что если присутствие Бергман и обеспечивало успех, все прочее требовало таких затрат, что вряд ли игра стоила свеч. Если бы я посерьезнее прозондировал обстановку, я бы не стал выбрасывать два с половиной миллиона на эту ленту. А по тем временам это были сумасшедшие деньги. К 1949 году я снискал репутацию специалиста по саспенсу и жанру триллера, но Под знаком Козерога нельзя отнести ни к тому, ни к другому. Как откомментировал его Голливуд рипортер, "нужно протомиться сто пять минут, пока дождешься первой возможности вздрогнуть от страха". В общем, Бергман была чем-то вроде пера у меня на шляпе. Я к тому же был и продюсером своего фильма. В голове у меня вертелось: "Вот я, Хичкок, бывший английский режиссер, возвращаюсь в Лондон со знаменитейшей звездой". Меня пьянила мысль о том, как в Лондонском аэропорту на нас накинутся журналисты. Как же глуп и ребячлив я был!"
Хич пригласил работать над адаптацией пьесы Хьюма Кронина (он делал адаптацию и для Веревки). Но позже называл это своей большой ошибкой. "Крупной ошибкой было приглашение для работы над фильмом моего приятеля - сценариста Хьюма Кронина. Я остановил свой выбор на нем потому, что он ясно мыслит и четко выражает свой замысел на бумаге. Но ему не хватало опыта сценарной работы", - говорил Хич. Как бы то ни было по уикэндам в доме Хичкока в Санта-Круз Хич и Кронин трудились над адаптацией. К концу марта обработка пьесы была готова. Хич предложил писать сценарий Артуру Лаурентсу (Arthur Laurents), который также (как и Кронин) трудился над Веревкой - предыдущим фильмом Хичкока - писал сценарий. Но Лаурентс отказался. Тогда Хич позвонил в Глазго (Великобритания) и предложил работу Джеймсу Брайди (который принимал участие в работе над сценарием фильма Дело Парадайн). Тот согласился, и Хич 27 марта на корабле Queen Elizabeth отплыл в Англию, где до конца июня работал с Брайди над сценарием. Хотя и о нем он позже отзывался нелестно: "И еще одна промашка - приглашение для обработки сценария Джеймса Брайди. Это был полуинтеллигентный драматург и, по моему разумению, не очень-то аккуратный работник. Обдумывая все это спустя некоторое время, я понял, что ему хорошо удавались первый и второй акты, но концовку он обычно заваливал. Вспоминаю, как мы работали над линией мужа и жены, которые разъехались после жутких скандалов. Я задал Брайди вопрос: "Как бы нам их теперь соединить?" И услышал в ответ: Ну пусть они просто попросят друг у друга прощения и скажут: "Извини, это была ошибка". Затем Хичкок ненадолго вернулся в Лос Анджелес, чтобы решить кое-какие вопросы, связанные с дистрибьюцией будущего фильма, и чтобы на этот раз забрать с собой в Англию на время съемок жену и дочь.
Съемки
Хичкок хотел снимать Под знаком Козерога так же, как и Вервеку - в цвете и десятиминутными кусками. Позже Хич говорил: "Несомненно, фильмы нуждаются в монтаже. Как эксперимент Веревку можно простить, но настаивать на применении той же техники для съемки Под знаком Козерога было бы явной ошибкой". Хотя в итоге от десятиминутных планов пришлось отказаться, некоторые сцены длились по 6-7 минут. Это сделало съемки очень трудными для актеров. Бывало так, что идеально бьл отснят почти весь эпизод и на последней минуте возникали какие-то ошибки - и из-за них приходилось губить весь дубль и заново переснимать 6-минутные сцены. Больше всех из-за этих длинных сцен страдала Ингрид Бергман. Она часто срывалась на крик, на что Хичкок слабо реагировал: "Ингрид Бергман страшно сердилась на меня за эти длинные эпизоды. А поскольку я никогда не теряю контроля над собой и не терплю скандалов, я просто вышел из павильона в тот момент, когда она отвернулась, и пошел домой. Мне потом позвонили и сказали, что она еще минут двадцать, не замечая моего отсутствия, изливала свое негодование". Или в ответ на очередное ее недовольство Хич говорил ей: "Ингрид, это всего лишь кино!" Также во многих сценах использовалась движущаяся камера, для чего нужны были специальные раздвижные декорации, освещение, разнумерованные полы - чтобы каждый персонаж знал, куда ему двигаться в следующую минуту. При таких съемках все радовались и с облегчением вздыхали, когда снимались крупные планы. Позже Ингрид Бергман говорила: "Я думаю, Хичкок делал это, чтобы доказать себе, что он это может". (Кстати именно на съемках этого фильма Бергман познакомилась с итальянским режиссером Роберто Росселини, с которым у них потом начался известный скандальный роман). После 55 дней съемок в павильонах на студии Емелка Хич вместе с семьей вернулся в Америку. Там в течение ноября снимались натурные сцены - в основном на ранчо Уорнер Броз. В качестве фасада дома губернатора использовалось здание Университета в Canoga Park, в Калифорнии.
Когда фильм был полностью готов, Уорнеры, которые занимались дистрибьюцией, назначили дату релиза на сентябрь следующего года.
На очереди был третий проект компании Transatlantic Pictures. Но так как первые два прибыли не принесли, то его было решено отложить. Тем временем Хич заявил, что хочет снимать следующий фильм обязательно опять в Лондоне - причем независимо от того, будет ли это совместный проект с Бернштейном или нет.
Во время съемок фильма Под знаком Козерога началось сотрудничество Хичкока с Пегги Сингер (в будущем после замужества Робертсон). В этом фильме (и в следующем) она была script supervisor, затем какое-то время работала с другими продюсерами. И наконец начиная с Головокружения и до последнего фильма Хичкока она была его личным ассистентом.