Производство: Warner Bros., США Съемочный период: 21 августа - конец октября 1952 года Павильонные съемки: студия Warner Brothers Натурные съемки: Квебек, Канада Продюсер: Альфред Хичкок (не указан в титрах) Дата релиза в Канаде: 12 февраля 1953 года (в США - 22го марта)
95 мин., черно-белый, aspect ratio 1,37:1
В главных ролях:
Монтгомери Клифт (Montgomery Clift) - Отец Майкл Логан (Father Michael Logan)
Энн Бакстер (Anne Baxter) - Рут Грандфорт (Ruth Grandfort)
О.Е. Хассе (O.E. Hasse) - Отто Келлер (Otto Keller)
Сценарий - Джордж Табори (George Tabori) и Уильям Арчибальд (William Archibald) по пьесе Поля Антельма (Paul Anthelme) Nos Deux Consciences (Два наших сознания)
Музыка - Дмитрий Тёмкин (Dimitri Tiomkin)
Оператор - Роберт Беркс (Robert Burks)
Камео режиссера - в самом начале фильма Хич пересекает справа налево площадку, на которую ведет лестница.
Синопсис
На католического священника падает подозрение в убийстве. Он невиновен и даже знает, кто убийца - тот исповедался ему. Дело доходит до суда, но даже под угрозой обвинительного приговора священник не хочет оправдать себя, нарушив тайну исповеди.
История создания фильма
Пьеса, лежащая в основе фильма, была написана Полем Антельмом в 1902 году и называлась Nos Deux Consciences, в переводе с французского (Нины Цыркун) - Два наших сознания. В 1947 году племянник автора унаследовал права на нее и продал их агенту Луи Вернею (Louis Verneuil). Тот сделал обработку пьесы, написал сценарий и передал все это вместе с авторскими правами Альфреду Хичкоку и его производственной компании Transatlantic Pictures (образованной им примерно в это время после окончания контракта с продюсером Селзником и выпустившей в итоге 2 фильма - Веревка и Под знаком Козерога). Хичкок вместе с Альмой написал собственную предварительную версию сценария, но фильм им так и не был снят (также были отвергнуты несколько набросков сценария других сценаристов) - т.к. по ряду причин вскоре свою компанию Хичкоку пришлось расформировать. После этого он заключил контракт с компанией Warner Bros., к ней перешли и права на это произведение. Через несколько лет, роясь в старых бумагах, Альма подумала, что пришло время серьезно заняться сценарием давно задуманного фильма, и сказала об этом Хичкоку. Эта идея показалась Хичкоку сначала не слишком удачной, но потом, перечитав набросок сценария, он согласился с женой.
Это было в феврале 1952го года. Хич и Альма переделали свою предварительную версию сценария. Фильм решено было назвать Я исповедуюсь, а снимать в Квебеке - канадском городе с богатыми традициями французского католицизма. Хич решил отправиться туда вместе с женой, чтобы выбрать места будущих съемок. Также встал вопрос о выборе профессионального сценариста. По пути в Квебек Хичкоки прилетели в Нью-Йорк, а оттуда на лимузине поехали в Pennsylvania farm, где тогда жил Сэмсон Рафаэльсон с женой. Тот в свое время написал сценарий к хичкоковскому фильму Подозрение и Хич хотел, чтобы он опять написал сценарий к его новому фильму. Но материал Рафаэльсону не понравился и он отказался, сославшись на занятость в ближайшие месяцы.
К началу марта Хичкок и Альма осмотрели каждый уголок Квебека и составили список самых, на их взгляд, фотогеничных мест, подходящих для натурных съемок. Но им все так же был нужен сценарист. Как-то они отправились в Нью-Йорк, в театр и встретили там успешного театрального сценариста Уильяма Арчибальда, который сразу же согласился сотрудничать. Его черновик сценария был готов в конце апреля. Одним из главных героев фильма был германский беженец и Хич хотел нанять еще кого-нибудь, чтобы получше прописать характер немца, особенности его речи. Его выбор остановился на Джордже Табори, у которого недавно вышла пьеса про тяжелое положение европейских беженцев. Он поручил Табори пересмотреть диалоги. В конце концов написанный сценарий фильма сильно отличался от оригинальной пьесы.
В мае и июне Хичкок вместе с production assistent Барбарой Кеон (Barbara Keon) обсуждали кастинг и разбирали сцены фильма. 1го июля на роль священника был утвержден Монтгомери Клифт, один из самых популярных актеров тех дней. Но в то время он находился в сильной зависимости от алкоголя, был невротичен, у него постоянно менялось настроение. Хич говорил потом, что с ним ему было трудно работать. 24 го июля Хич и Клифт в кабинете Джека Уорнера должны были встретиться с норвежской актрисой, претенденткой на главную роль - Анитой Бьорк (Anita Bjork), которая привлекла внимание критиков работой в фильме "Фрекен Юлия". Но она прибыла в Голливуд с незаконнорожденным ребенком и любовником и Уорнер, помня негативную реакцию публики на не совсем благопристойную личную жизнь Ингрид Бергман, отклонил ее кандидатуру. За 2 недели до начала съемок на главную женскую роль была утверждена Энн Бакстер (в свое время ее кандидатура рассматривалась на главную роль в Ребекке). Хич говорил Трюффо: "Я не хотел снимать Энн Бакстер в главной женской роли, я предпочел бы Аниту Бьорк". Хич и Бакстер были знакомы до этого и часто обедали вместе - это началось после съемок Спасательной шлюпки, в которой снялся ее муж Джон Ходиак. По воспоминаниям актрисы перед началом съемок первым делом Хич заставил ее покраситься, чтобы стать еще более выраженной блондинкой.
Съемки в Квебеке начались 21го августа. Актеры и съемочная группа разместились в отеле Chateau Elysee. Во время съемок иногда определенное напряжение создавал Клифт - он бывал не в форме из-за своих проблем с алкоголем. Но Хич никогда не говорил с ним по душам. Также во время съемок произошел один инцидент с Энн Бакстер, после которого отношения ее с Хичкоком испортились. Как-то актриса пригласила Альму съездить за город. Та согласилась, но сказала, что должна будет вернуться в город к обеду - так как они всегда обедали вместе с мужем. Из-за пробок на дороге он опоздала на целый час и Хичкок, привыкший обедать с женой, был сильно разозлен.
Со 2го октября съемки продолжились в студии и завершились в конце месяца. После окончания съемок не было никаких обычных в таких случаях празднований. Но во время съемок Хич как-то пригласил актеров на обед к себе домой, на Беллагио Роад. И на этой вечеринке Клифт напился. Хич с интересом наблюдал за ним, а потом преподнес актеру полный сткан брэнди и предложил выпить одним залпом. Клифт выпил и мгновение спустя рухнул на пол без сознания. В таком состоянии его отвезли домой.
Премьера фильма в Канаде состоялась раньше, чем в США, - 12 февраля 1953 года. Вскоре стали появляться вялые отзывы на фильм. Их можно подытожить словами одного критика: "Острый нож хичкоковской режисссуры снова и снова тупится о скучную, сомнительную ситуацию". Сам Хич впоследствии также не очень лестно отзывался о фильме: "Явно ощущался дефицит юмора и нюансировки. Это не значит, что я так уж зациклился на юморе, но ироничность неотделима от моего метода, как это можно засвидетельствовать в Психозе - серьезной истории, пересказанной тем не менее с юмором". Также он называл промашкой саму идею фильма: "Мы, католики, знаем, что патер ни при каких условиях не может раскрыть тайну исповеди, а протестанты, атеисты или язычники скажут: "Смех, да и только, кто же станет молчать, рискуя жизнью ради другого!"
Фотографии со съемочной площадки
Энн Бакстер, Альфред Хичкок и Монтгомери Клифт на съемках эпизода отправки будущего отца Логана на военную службу
Во время съемок того же эпизода
Альфред Хичкок с девочками, исполнившими в фильме роль маленьких свидетельниц по делу об убийстве
На канадской премьере фильма в Квебеке 12 февраля 1953 года
Ссылки по теме Здесь можно скачать минутный ролик (прим. 2,5 мб) с канадской премьеры фильма - можно будет увидеть запорошенных снегом Хичкока и Энн Бакстер, прибывающих к кинотеатру.