Демидов Н.В. "Искусство жить на сцене". М., "Искусство", 1965, с. 32, 33, 34. 1926 г. 7-го сентября. Из ходатайства К.С. Станиславского в Моссовет: "Николая Васильевича Демидова я знаю 15 лет. Это - человек, полный любви к искусству и самоотверженный энтузиаст. Со времени нашего знакомства он так увлекся театром и в частности внутренней (душевной) техникой актерского творчества, что всецело отдал себя искусству. Все время он помогал мне в разработке этого богатого и сложного вопроса об актерском творчестве. В настоящее время, я думаю, это один из немногих, кто знает "систему" теоретически и практически. К.С. Станиславский." Архив Н.В. Демидова. Нотариальная копия. 1929 г., 9-го декабря. Из ходатайства Вл.И. Немировича-Данченко в ЦКУБУ: "(...) Николай Васильевич является отличным воспитателем актера в духе Художественного театра и, сверх того, крупным специалистом в области психотехники сценического творчества. В этом отношении все, что найдено у нас в театре, получило у него широкое развитие. Кроме того, взяв за основу наши наблюдения и открытия, он не ограничился только разработкой и усовершенствованием полученного, но и сам беспрерывно шел и идет вперед, находя много своего нового, что обогатит и будущие школы театрального искусства и самую науку о теории и психологии творчества. Считаю этого неустанного работника, всецело отдающего себя искусству, одним из полезнейших и необходимейших в деле театральной культуры. Нар. Арт. Республики Вл.И. Немирович-Данченко". Архив Н.В. Демидова. Нотариальная копия. В 1934 г. Станиславский приглашает Демидова принять участие в редактировании книги "Работа актера над собой". Следующая запись из архива Н.В. Демидова, судя по всему, относится не к тому окончательному варианту книги, который мы знаем, а, видимо, к одному из предварительных ее вариантов. Чтобы точно назвать дату этой записи, нужны специальные изыскания, но как характеристика отношения Демидова к Станиславскому того времени, к которому относится запись - она драгоценна. "На мою долю выпало редчайшее счастье участвовать в окончательном оформлении и выпуске этой книги. Автор за много лет писания так пригляделся, что понадобился посторонний глаз знающего дело человека. Не могу без волнения вспоминать, с каким сосредоточенным вниманием, с какой жадностью он прочитывал и прорабатывал мои заметки на левой стороне листа. Должен однако сознаться, что почти всегда моя, новая мысль, так повертывалась в его голове, что появлялась на свет в другом, совершенно неожиданном, в десять раз, в сто раз более интересном и замечательном виде. Как желудь в земле, она целиком сгнивала, а на ее месте стоял уже целый столетний дуб... |