Л. - Скажу! Не зевайте и не позволяйте залезать к себе в карман. Д. - Спасибо за совет. Не хочу думать, что вы шутите надо мной. Поэтому все-таки отвечу. Начет зевания - не учите, все равно прозеваю, потому что это не моя стихия. О залезании в карман... не знаю, на кого вы намекаете. О моих счетах с К.С. я вам уже сказал. Что театр залезает в мой карман - тоже едва ли. Что вы все, учащиеся у меня, залезаете, так как же без этого? Л. - Не вывертывайте ваших карманов, Н.В.! Д. - Не умею. Л. - Это плохо кончится. Д. - Я фаталист. Л. - Жаль! Д. - Ничего, как-нибудь проживем и кое-что сделаем, несмотря на тысячу недостатков и недохваток. Л. - Удивляюсь вашей вере, Н.В. Жизнь трудна и жестока. Надо кусаться и царапаться. А если очень мешают, так - и в горло вцепиться. Д. - Не учите, бесполезно. Говорю - не моя стихия. Если вы наврете в построении спектакля или вывихните актера, так не обессудьте - горло перегрызу и не пожалею, а насчет денег и положения - буду страдать, терзаться, а сделать так, чтобы было мне хорошо, едва ли сумею. Что делать? Не наделил Господь. Л. - Эх, мне бы ваши знания, умение и талант! Д. - Тогда бы вы, пожалуй, лишились вашей практичности и хватки. Л. - А вам бы моего напора. Д. - У меня напор есть. Только на другое. Л. - Так что, переделываться не хотите? Д. - Не прочь бы, да не в моей власти. Если я смородина, так, пожалуй, нечего стараться родить крыжовник. А смородина у меня, кажется, получается, по-моему, не плохая. Так что, уж пускай как есть. Л. - А записок не дадите? Д. - Не дам. Л. - Напрасно. До свидания. Д. - До свидания." Архив Демидова. Автограф. И наконец - отрывок из письма Н.В. Демидова к Вл.И. Немировичу-Данченко, написанного в конце 1937 - начале 1938 года. "(...) Обращаюсь только во имя дел искусства и ради искусства. И обратиться мне больше не к кому. В свое время, как вы знаете, я был знатоком и поборником "системы", но за последние 15 лет жизнь и практика незаметно, шаг за шагом отвела меня от нее, во всяком случае, от ее основных положений. Это случилось просто. Когда мне не удавалось привести в нужное состояние актера методами правоверной "системы", я приписывал неудачу своим ошибкам и неумению, начинал повертывать методы так и этак и в конце концов добивался того, что мне было нужно, но обертываясь назад, я видел, что действовал, помимо своего желания, другими средствами. Я стал приглядываться и вспоминать работы других режиссеров и увидал, что когда у них получалось - они действовали совсем иными - своими способами или под видом приемов "системы" применяли незаметно для себя и прямо противоположные приемы (так же делал и сам автор "системы"). |