1 В 1990-92 гг. Вышли следующие выпуски: 1. "О Николае Демидове, авторе книги
"Искусство жить на сцене"". 2. ""О художестве и художнике" - статья
Николая Демидова". 3. ""Искусство актера в настоящем и
будущем". Страницы из неизданной книги Н.В. Демидова". 4. "Что же случилось? Н.В. Демидов - К.С.
Станиславский. (документы, письма, записи из архива)". 5. См. также об архиве Н.В. Демидова статью в журнале
"Театр", ( 10, 1992 г. 2 С.В. Колосенок, М.М. Митрофанова "Ее биография
- театр. Очерк творчества нар. арт. СССР Е.С. Томберг". Петрозаводск,
"Карелия", 1978 г., с. 17, 18. 3 Федор Николаевич Каверин - режиссер, руководитель
известного в 30-е годы в Москве "Каверинского театра" 4 Книга была завершена в 1945-м г., дважды
представлялась автором в издательство "Искусство", но после
внутренних рецензий специалистов по "Системе Станиславского",
издательством отклонялась. Усилиями учеников Н.В. Демидова при поддержке
ученых-физиологов книга была издана лишь в 1965-м г., спустя 12 лет после
смерти автора. По требованию издательства (Москва, "Искусство") объем
книги сильно сокращен. 5 Доклад Г.Г. Штайна на совещании ВТО 22 марта 1944 г. 6 К.С. Станиславский. Работа актера над собой. 7 Окончательное название книги, избранное Демидовым:
"Искусство жить на сцене". 8 Ирья Вийтанен трагически погибла в конце 1944 г. 9 Теперь стало доподлинно известно, что Мочалов был
серьезно озабочен поиском приемов душевной техники. В свей неоконченной статье
о творчестве актера, набрасывая план ее продолжения, он писал, что хотел бы еще
говорить "о средствах сделать верными минуты своего вдохновения и о возможности
найти эти средства". (см. публикацию в журнале "Театр", 1986, (
8, с. 97-101). О Николае Демидове, авторе книги "ИСКУССТВО ЖИТЬ НА СЦЕНЕ", вышедшей в 1965 году, а также еще трех книг, которые, видимо, не будут опубликованы НИКОГДА... (с) Инициативная группа "Архив Демидова" Санкт-Петербург 1992г. Николай Анейчик глава из дипломной работы "Станиславский был требовательный режиссер. Иногда он не различал режиссуру от педагогики и относился к актерам как к плохим ученикам".i Если в этом высказывании Михаила Чехова пренебречь словом "иногда", обнаруживается предмет для размышления, далеко выходящий за рамки частного случая. Актер, педагог и режиссер, прошедший школу МХТ и удостоившийся от самого реформатора театра и творца системы наивысшей похвалы: "система" - это Миша Чехов"ii - обращал внимание на недопустимость смешивания двух стихий, двух сил, которые воздействуют на актера и с которыми связаны его судьба и профессия. Отсутствие такой черты, а вместе с тем и отчетливого представления о двух принципиально отличных подходах к актеру, наиболее отрицательно сказывается при обучении, когда мастерство преподается с позиций режиссерского опыта и видения. |