Те же, кто считал себя истинным поборником "системы", всеми силами противились выходу книги в свет, заявляя, что ее издание "не может быть полезным для воспитания советского актера"lxxv, при этом пользуясь аргументами в духе обыкновенного доносительства: "...призыв к подсознанию, к сомнамбулическому состоянию является глубоко враждебным всякому реалистическому искусству, враждебным нашему мировоззрению". И с первой рецензией на вышедшую книгу Демидова выступил не человек театра, а доктор биологических наук: "Ценность книги Н.В. Демидова... определяется, на мой взгляд, тем, что говоря об искусстве жить на сцене, он затронул вопросы творчества в их широком генерализованном значении"lxxvi, и еще: "Достаточно прочитать главы, посвященные подсознанию, воображаемым действиям, вхождению в творческое состояние, постепенность перехода от внешнего к внутреннему психологическому различению внутренней правды от правдоподобия, характеристике качеств, необходимых для творчества, созданию условий для свободной реакции, единству восприятия и действия, соотношению произвольного и непроизвольного и т.д., чтобы убедиться в необычайной для режиссера и театроведа широте кругозора и глубине психологического подхода к анализу творчества".lxxvii Десятилетия спустя после Станиславского театр снова возвращается к обнаженной истине: театр - это актер. Что делать, если при этом задеваются самые высшие авторитеты. У Демидова не было своего театра, он продолжал поиск среди глухих и слепых к тому, что он делал и к чему пришел. В студиях МХАТ на него смотрели как на поставщика актеров. Нет пророка в своем отечестве. Тем не менее, обстоятельства, внешняя несвобода при внутренней свободе вывели Демидова на путь наставничества, к тому, в чем театр, актер более всего нуждается и будет нуждаться, потому что это - выход из замкнутой системы. i
Чехов М.А. Литературное наследие: в 2т.М.,1986, т.1,с.181 ii
Эфрос А.В. О благородстве. Огонек, 1987, N 34, с.23 iii
Станиславский К.С. Из записных книжек: в 2т.М.,1986,т.1,с.254 iv
Там же т.2,с.260 v Там
же т.1,с.293 vi
Там же т.2,с.410 vii
Цитируется по: Эфрос А.В. О благородстве, с 23. viii
Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. М.,1965, тираж 5000 экз. ix
Ливанов Б.Н. Об этой книге и ее авторе. Демидов Н.В. "И.Ж.н.С",с.5 x
Демидов Н.В. Письмо Н.А. Смирновой. ЦГАЛИ, ф.131, оп.2,Ед.хр.376 xi
Кнебель М.О. Об этой книге и ее авторе. "И.Ж.н.С",с.8 xii
Там же с.8 xiii
Там же с.8-9 xiv
Кнебель М.О. Вся жизнь. М. ВТО, 1967 xv
Кнебель М.О. Внутренняя рецензия на книгу Н.В. Демидова "Творческий
процесс на сцене", ЦГАЛИ, ф.2977, оп.1, ед.хр.79, л.59 xvi
Там же. |