lxvi
Там же. lxvii
Демидов Н.В. Искусство жить на сцене. lxviii
Стенограмма совещания по постановке спектакля "Нора" Г. Ибсена в
Карело-финском театре. 1944. 22 марта. Личный архив О.Г. Окулевича., стр. 7 lxix
Там же. lxx
Там же. lxxi
Там же. lxxii
Личный архив О.Г. Окулевича. lxxiii
Теплов Б.М. Рецензия на рукопись Н.В. Демидова "Творческий процесс на
сцене". Личный архив О.Г. Окулевича. lxxiv
Дурмишьян М.Г. О работе Н.В. Демидова "Творческий процесс на сцене".
Личный архив О.Г. Окулевича. lxxv
Радомысленский В.З. Рецензия на рукопись Н.В. Демидова "Творческий процесс
на сцене". Личный архив О.Г. Окулевича. lxxvi
Гэллерштейн С. Наука о творчестве. Театр. 1968, N 7, с.77, 78 lxxvii
Гэллерштейн С. Наука о творчестве. Театр. 1968, N 7, с.77, 78 Новое - это основательно забытое староеТеатральные дела России пребывают в полном запустении. Скучно нынче на театре. Артисты старательно исполняют изобретенный постановщиком рисунок. Внешний и внутренний. И скучают. Зрители присутствуют при этом процессе и тоже скучают. Скучно... И виной тому не плохой президент или плохое правительство, не упадок культуры или засилие дурного телевизионного тона и даже не отстутствие денег (да простят мне мои коллеги, живущие из непонятных средств). Вышеперечисленное очень существенно, но не определяет положение театрального дела в стране. Корень зла - дурное образование. Тоталитарное образование. Время казармы ушло. Ушло, если Бог даст, навсегда, (хотя в нашей стране любовь к доброму диктатору всегда пересиливала самоуважение). Время прежнее ушло, однако образование казарменное осталось. Дедовщина в искусстве. Режиссер - начальник. Педагог - тоже. Собственный чувственный опыт значения не имеет. Роли не играет. Все театральное образование страны построено на насилии. Изощренном насилии. Начальник знает как и знает что. А мальчики и девочки не в счет. Они - ученики. Пусть и учатся. Станиславский, как единственный и непререкаемый авторитет в театральном деле, был в свое время назначен таковым большевиками, да так и остался в этом качестве до сих пор. Другого мы не знаем. И знать не хотим. А может, хотим? Читаем же и Михаила Чехова и Ли Страссберга и другие всякие книжки... Но вот обращаюсь к известным театральным людям, - очень известным, очень талантливым, очень авторитетным, - прошу помочь с изданием трехтомника Н. В. Демидова, а в ответ слышу: "А это кто?" "А это ваш МХАТовский великий педагог! Он Сулержицким был приглашен. Он Станиславскому книжку писать помогал. Он так учил артистов, что они и сами не знали, как с ними сегодня произойдет на сцене. И потому играли азартно, как в футбол. Или на биллиарде. Денег помогите достать. На книжку. А?.." "Но... где бы почитать что-нибудь?.." "А было издано полкнижки. Не читали? В шестидесятые. На волне разоблачения культа личности. Называлось "Искусство жить на сцене". Не читали?" "А-а... что-то было, вроде..." И так все. Короче говоря, есть книга. По-настоящему необходимая нынче. По нашим переходным временам. Книга о том, как воспитать артиста-художника, артиста-творца, артиста - композитора спектакля каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Целых три тома высочайшего педагогического опыта, выкинутого коммунистической партией из истории отечественного театра. И чтобы не искать на стороне новых средств для освежения воздуха в театральном зале, эту книгу нужно издать. Может и опять у нас будут учиться, как учить драматическому искусству. А зритель в зале будет жить и сочувствовать живущим перед ними персонажам. З.а.
России А.И. Романцов. |