Что до меня, то я обрел
заключительную сцену для «Причастия» и правило, которому следовал и
собираюсь следовать всегда: ты обязан, невзирая
ни на что, совершить свое богослужение. Это важно для паствы и
еще важнее для тебя самого. Насколько это важно для Бога, выяснится потом. Но
если нет другого бога, кроме твоей надежды, то это важно и для Бога. Я хорошо выспался на тенистой
скамейке. Прозвонили к началу службы, и я, неслышно ступая босыми ногами,
пробрался в церковь. Жена настоятеля, взяв меня за руку, силой усадила
рядом с собой недалеко от кафедры. Я бы предпочел устроиться рядом с органом,
как бы за кулисами, но пасторша была на сносях, и пробраться мимо нее не было
никакой возможности. Мне сразу же захотелось в уборную, было ясно, что
мучение предстоит длительное. (Мессы и плохие спектакли тянутся дольше всего.
Если вам кажется, будто жизнь бежит чересчур стремительно, пойдите в церковь или
в театр. И время остановится, вам представится, будто испортились часы,
оправдаются слова Стриндберга в «Ненастье»: «Жизнь коротка, но она может
быть длинной, пока идет») Как все прихожане всех времен, я
погрузился в созерцание алтарной живописи, утвари, распятия, витражей и фресок.
Там были Иисус и разбойники, окровавленные, в корчах, Мария, склонившаяся к
Иоанну («зри сына своего, зри мать свою»), Мария Магдалина, грешница (с кем она
спала в последний раз?). Рыцарь играет в шахматы со Смертью. Смерть пилит
Дерево жизни, на верхушке сидит, ломая руки, объятый ужасом бедняга. Смерть,
размахивая косой точно знаменем, ведет танцующую процессию к Царству тьмы,
танцует, растянувшись длинной цепью, паства, скользит по канату шут.
Чер- 238 ти кипятят котлы, грешники
бросаются вниз головой в огонь. Адам и Ева увидели свою наготу. Из-за запретного
древа установилось Божье око. Некоторые церкви напоминают аквариум, ни
единого незаполненного места, повсюду живут и множатся люди, святые,
пророки, ангелы, черти и демоны и здесь и там лезут через стены и своды.
Действительность и воображение сплелись в прочный клубок — узри, грешник,
содеянное тобой, узри, что ждет тебя за углом, узри тень за спиной»! Какое-то время я преподавал в
театральной школе Мальме. Нам предстоял показ, но мы не знали, что сыграть.
Тогда я, вспомнив церковные росписи моего детства, за несколько вечеров
написал коротенькую пьесу под названием «Роспись по дереву» с ролью для каждого
студента. Самому видному, но, к сожалению, наименее одаренному юноше, который
готовился к работе в оперетте, поручили роль рыцаря — того, которому сарацины
отрезали язык, и он стал нем. |