Надо взять себя в руки,
успокоиться. Наша встреча оказалась не такой, как я ее себе представлял: мы
должны были с легкой грустью вести негромкую беседу о загадках. Ты бы,
мама, слушала и объясняла. Все было бы преисполнено чистотой и
совершенством, как баховский хорал. Почему мы никогда не говорили отцу и матери
«ты»? Почему нас заставляли обращаться к родителям на «вы» — грамматическая
несуразность, удерживавшая нас на расстоянии? Мы обнаружили в сейфе твои
дневники, мама. После твоей смерти отец просиживал дни напролет с лупой,
пытаясь разобрать микроскопические, частично зашифрованные записи.
Постепенно он понял, что никогда по-настоящему не знал той женщины, с которой
прожил в браке пятьдесят лет. Почему ты, мама, не сожгла свои дневники?
Продуманное мщение: дескать, теперь говорю я, а тебе до меня не добраться,
я открываю тебе самое сокровенное, и ты не можешь ответить молчанием;
сейчас ты не сможешь промолчать, как молчал всегда, когда я умоляла, плакала,
неистовствовала. Я заметил, что мать начала
растворяться. Исчезли ноги под шалью, бледное лицо, отделившись от шеи, парило
перед восточными занавесями, глаза были полузакрыты. Темный взгляд обращен
внутрь, указательный палец с полоской пластыря неподвижно замер на крышке
золотых часов. Хрупкое тело слилось с узором покрывала. Я сделал еще одну
попытку, не особенно напрягаясь: — Мы поссорились, ты, мама,
ударила меня по лицу, я дал сдачи. Почему мы ругались: эти ужасные сцены,
хлопанье дверьми, слезы бешенства? Почему мы ругались? Не помню предметов наших
ссор, кроме последней — когда отец лежал в больнице. Что это было: ревность,
поиски контакта или толь- 248 ко воспитание? Я помню наши
примирения, обволакивающее облегчение. Но ложь? Из кухни потянуло слабым запахом
жареной салаки. Вдалеке послышался кашель отца, вот он встал, предобеденный
отдых закончен, он усаживается за письменный стол с сигаретой и грамматикой
иврита. Пару лет назад я сделал небольшой
фильм о лице моей матери. Снимал восьмимиллиметровой камерой со специальным
объективом. А поскольку после смерти отца я выкрал все семейные
фотоальбомы, недостатка в материале не было. Фильм рассказывал о лице матери, о
лице Карин — от первой фотографии в трехлетнем возрасте до последней — на
паспорт, сделанной незадолго до рокового инфаркта. День за днем я изучал через
увеличивающий и ограничивающий объектив сотни фотографий: гордая любимица
стареющего отца — надменно-любезная школьница со своими подругами в
начальной школе тети Розы, 1890 год, девчушка мучительно скорчилась — на ней
большой вышитый передник, а подруги без передников. Конфирмация — дорогая
белая вышитая блузка русского покроя, чеховская девушка, тоскующая,
загадочная. Молоденькая медсестра в форме, недавняя выпускница, начинающая
трудовую жизнь, решительная, преисполненная надежд. Помолвка, снимок сделан
в Орсе в 1912 году. Чудо интуитивного проникновения: жених сидит за столом,
тщательно причесанный, в своем первом пасторском облачении, и читает книгу; за
тем же столом — невеста, перед ней — рукоделие, она вышивает скатерть. Чуть
наклонившись вперед, она смотрит прямо в объектив, падающий сверху свет затеняет
темные, широко раскрытые глаза — две одинокие, не имеющие точек соприкосновения,
души. Следующая фотография очень трогательна: мать сидит в кресле с высокой
спинкой, перед ней — преданно глядящий на нее пес, мать весело смеется
(один из немногих снимков, где она изображена смеющейся). Она свободна,
только что вышла замуж. |