В ту же длинную секунду она видит
себя как на картине: Анна и Тумас. Оба голые и потные. Она лежит на спине в его
объятиях и, обхватив обеими руками его голову, прижимает ее к своей груди. Она
раздвигает ноги, раскрывается, спина ее вдавливается в грубое кроватное
покрывало. В холодной комнате царит сумрак. В кафельной печи мерцают
догорающие угли, и ленивые снежинки четко выделяются на фоне черных крон парка.
Мгновенье за пределами страха. Мгновенье, непостижимое, как смерть. Сейчас,
в эту минуту, прикасаясь к резной спинке стула, она всем своим существом
ощущает остроту чувств, сумерки, растерянность потных тел, запах табачного дыма,
грубую поверхность покрывала, бурный конец, от которого до сих пор дрожат
ее нервы. Испуганное, замкнутое лицо юноши, он закрыл глаза, сжал губы и
тихонько постанывает. Он отвернулся, его рука покоится на ее длинных волосах,
струящихся по жесткой, грязной подушке с колючей ажурной строчкой. В этом
кратком «сейчас» ее чувства и разум осознают бесповоротную жестокость
любовного свидания. И сейчас, 345 именно сейчас, она ясно понимает,
что ни о чем не жалеет. Она не взваливает вину ни на себя, ни на кого другого,
она не станет вмешивать Бога или верность во мрак своего смятения. Она
знает, что никогда не проникнет глубже в себя, чем в это мгновенье. И она летит
вниз, в свои самые сокровенные тайники. Бешеный свет ослепляет, прогоняя
мягкий сумрак. Анна любила говорить, что хочет узреть правду. Ей казалось,
что она тоскует по правде, желает ее, это стало чем-то вроде страсти. Быть
может, это — как узреть Божий лик. Она охотно называла себя апостолом
правды. И дошла даже до того, что просвещала других. Подобными словами она
вызывала к себе особое уважение. В эти краткие мгновенья она раскаялась в своих
умных наставлениях. И прошептала про себя: о какой правде я говорю? И ей стало
чуточку стыдно (не слишком) за свои случайные мысли. Бьет шесть, над залитыми солнцем
пустынными улицами гремит колокольный звон. Анна берет себя в руки,
убийственное мгновенье позади. Она отпускает спинку стула и идет в комнату.
«Ну вот что, Анна! — громко говорит она самой себе. — Ты не будешь звонить
ни Ма, ни Тумасу. Зато вполне можешь сходить в церковь и послушать музыку. Тебе
это пойдет на пользу». Она берет с полки свою прелестную
летнюю шляпку и смотрится в мутное зеркало холла. Она разглядывает себя с
холодной объективностью актрисы. В ее несомненно отчаянном положении это
приносит ей короткую, но явную радость. Она всовывает руки в рукава жакета и
надевает его на кружево блузки. Перчатки. Сумочка, сборник псалмов. И в
путь. Вниз по лестнице, на другую сторону улицы, по булыжной дорожке
кладбища, быстрым шагом к высоким темным воротам. Начинается прелюдия к первому
псалму, душ на зеленых скамейках и впрямь не густо. Солнце мечет
горизонтальные копья в звездное небо громадного синего свода. В отличие от
душистого тепла кладбища, в церкви холодно. Пахнет заплесневелым погребом,
увядшими цветами и старым деревом. Неуверенно мигают свечи на алтаре под
высоким алтарным изображением: красное платье Богоматери тускло
светится на фоне жуткой мизансцены. Грешница, рыдая, цепляется за подножье
креста. За все еще освещенным солнцем Иерусалимом чернеют тучи. |