— Анна. Я хочу задать тебе
последний вопрос, который не дает мне покоя. — Да. — Прости, если разбудил. — Я вроде бы не спала. — Нет, не зажигай. Я вижу тебя,
так лучше. — О чем ты хотел спросить? — Видишь ли... Он колеблется, отходит к окну,
стоит повернувшись лицом к беззвучно плывущему рассвету. — Говори же, что собирался. Она села, сцепила руки, сидит
выпрямившись, со сцепленными пальцами и наблюдает за черной тенью там, у
серого прямоугольника окна. — Я хочу спросить тебя прямо.
Много раз собирался. Но не хватало духу. А теперь, в эту ночь абсолютной
откровенности, спрашиваю. И прошу тебя ответить правду. — Обещаю. — Ты испытывала физическое
наслаждение с Тумасом? — Да, испытывала. — Сильнее, чем со мной? — Ты не имеешь права задавать
такие вопросы. — Я прошу тебя ответить
откровенно. — Не могу. — Это и есть ответ. — Я ничего не могу с этим
поделать. — Что между нами не так? 369 — Я люблю Тумаса. — А меня не любишь. — Может, любила когда-то давно.
Не знаю. — Но ты никогда не испытывала
наслаждения? — Я не хочу... — Пожалуйста, скажи правду. — Да, я никогда не испытывала
физического наслаждения от близости с тобой. Чаще всего мне хотелось, чтобы все
поскорее закончилось. Да мы же с тобой еще по этому поводу шутили. — Шутили, верно. — Но это не было проблемой. Во
всяком случае, для меня. — Просто небольшая
неприятность. — Приблизительно. — И не слишком часто. — Да, не слишком, это верно. — А с Тумасом все было
иначе? — Ты не имеешь права
спрашивать. — Да-да, понимаю. Понимаю. — Хенрик, иди сюда, сядь на
кровать. — Нет-нет, я больше не стану
мешать тебе спать, моя Анна. Ты, наверное, страшно устала. —Да. — Я тоже. — Тогда спокойной ночи, Хенрик.
Возьми мою руку. — Спокойно ночи, Анна. Нет, нет,
нет. Не надо. В его голосе звучит рассеянная
грусть. Он отодвигает дверь и осторожно задвигает ее за собой. Анна слышит его
шаги там, в другой комнате. Она продолжает сидеть как сидела,
прямая, неподвижная, со сцепленными руками, сухой взгляд широко раскрытых глаз
устремлен в рассвет, который никогда не наступит. Сейчас, именно в это мгновение,
мне в высшей степени необходимо остановиться и обдумать положение. В каком
месте пробивается наружу родник? Как выглядит правда? Не как было на самом деле,
интересно не это. А вот что: какой вид принимает правда или — каким образом
смещают и творят правду мысли главных действующих лиц, их чувства, их склонность
бояться — и так далее до бесконечности. Мне необходимо остановиться,
проявить осторожность. Ты наносишь мне
смертельный удар. Я наношу тебе смертельный удар. Душевный
ландшафт главных героев подвергается чудовищной 370 тряске — вроде природной
катастрофы. Возможно ли вообще описать такое, и самое главное: ведь
долговременные последствия проявляются постепенно, много времени спустя
после краха, в телах, душах, чувствах — разве не так? Облекается ли развязка
подобного рода, что предстоит сейчас, во множество слов? Не больше ли в ней
неловкости, отчаяния и растерянности как для инициатора (Хенрика), так и
для защищающейся стороны (Анны)? Дойдет ли сцена до той точки, когда
крушение Анны обернется нападками и праведным гневом? Вероятно, но не
в этой так называемой действительности — там это событие растягивается на
недели, месяцы и годы, монотонно перемалывается, лишь время от времени
прерываясь перемириями и иллюзорными примирениями с патетическими
заверениями об окончательном мире. Как описать бег по кругу, мелочное нытье, бесконечные
и все более унизительные вопросы, которые в конце концов препятствуют любому
состраданию? Как мне описать те ядовитые пары, которые незаметно,
словно нервно-паралитический газ, отравляют атмосферу дома, долго, возможно
всю жизнь, разъедая чувства и мысли его обитателей? Как мне показать различные
точки зрения и предвзятость, которые непременно будут расплывчатыми и
ненадежными, потому что у актеров второго плана нет ни малейшего шанса узнать
настоящую правду? Никто не знает — все видят. |