— Да. — Ты посвящаешь в свой план меня.
Ты лжешь и просишь меня помочь. — Это был единственный
выход. — Я не намерена комментировать
твое поведение. В конце каждый сам ответит за свои поступки. Анна издает короткий безрадостный
смешок. — Ваша любимая сентенция,
мама. Отчуждение, сумерки, бледные
лица, дыхание несмотря ни на что, биение пульса несмотря ни на что. Смутный
гнев: ты — моя мать, ты никогда не любила меня. Я пошла своей дорогой,
дорогой, которую, правда, указала ты, моя мать, но когда я поймала тебя на
слове и пошла той самой указанной то- 383 бой — о чем ты забыла — дорогой,
ты вырвала меня из своего сердца, отказалась смотреть на меня. Я напрасно любила
тебя и восхищалась тобой. Так было — и так есть. А по другую сторону: вот сидит
Анна, моя девочка, мое дитя, и неотрывно глядит на меня — мрачно, без
притворства. Мне надо было бы протянуть руку, коснуться ее — это так
просто. Надо было бы обнять ее — это совсем просто. Ведь ее раны — это
мои раны. Почему же я ничего не делаю, почему смотрю на нее отчужденными
глазами, как на чужую? Почему я ожесточилась, зачем воздвигаю препятствия,
почему превращаю не относящиеся к делу причины в главные? Почему я не
могу... Она оступилась. Дорогое мое дитя, почему я не обниму тебя? Моя девочка
всегда шла своим путем, не слушала, она обрезала нити, отвернулась от меня,
замкнулась. Я была бессильна, я была в бешенстве. Неужели это возмездие?
Доставляет ли мне удовольствие видеть ее несчастной? Нет, ни
малейшего. Но нет и чувства близости. Сумерки, за узким оконцем —
неспешный мокрый снегопад. Отдаленные обрывочные звуки рояля, по нескольку
тактов зараз. Анна смотрит на мать, повернувшуюся к угасающему свету
из колодца двора. Да, как во сне. Здесь, в чужой комнате с чужим брандмауэром и
чужими чувствами из ниоткуда. Привычные интонации, повседневные
прикосновения и обращения где-то далеко-далеко, почти не существуют. Что
происходит — где я и любовь, обветшавшая и поруганная, ощущаемая теперь лишь как
боль? Тяжесть, мука, боль. Неизлечимая болезнь. Я же хочу... я думала, что
непобедима, что я гроссмейстер своей жизни. И рыдание, без слез... — Итак, я еду в Уппсалу
семичасовым поездом. Ты возвращаешься домой к Хенрику и детям. Когда у вас
обед? Ага, сегодня позднее, наверное, когда Хенрик приедет? Тогда не
будем дольше задерживать друг друга. Я только хотела обсудить с тобой
кое-какие практические дела, если ты уделишь мне еще несколько минут. Карин зажигает настольную лампу,
надевает очки, открывает папку и с известной педантичностью вынимает из нее
счета, бумаги и коричневый конверт. |