рай
превратились в тени, и им нет больше места ни среди хозяев, ни среди бедняков
(подлинными победителями стали крестьяне). Но в этих
мертвецах есть нечто умиротворенное и позволяющее предсказать более полный ответ. Четвертый случай дает возможность заново сформулировать множество вопросов и ответов. В фильме «Жить», одном из лучших у Куросавы, ставится вопрос:
что делать, если тебе известно, что ты обречен и
проживешь лишь несколько месяцев? Но правильно ли сформулирован
вопрос? Все зависит от данных. Следует ли его понимать так: что делать, чтобы в
конце концов познать удовольствие? И герой, пораженный и неловкий, ходит по злачным местам. Но разве это подлинные данные для
формулировки вопроса? Нельзя ли это назвать скорее прикрывающим и
скрывающим его волнением? Испытав сильное влечение к некоей девушке, герой узнает от нее, что вопрос этот нельзя
назвать и запоздалой любовью. Она учит его на собственном примере, рассказывая,
что занимается серийным
изготовлением маленьких механических кроликов и счастлива от сознания того, что они попадут в руки незнакомых детей и проедут по всему городу. И герой начинает
понимать: сведения о вопросе «Что
делать?» содержатся в полезной задаче, которую надо выполнить. В итоге он вновь
берется за проект городского парка, тем самым преодолевая перед смертью все стоявшие у него на пути препятствия.
Тут опять же можно сказать, что Куросава нам сообщает нечто хотя и
гуманистическое, но довольно банальное. Но ведь фильм совсем о другом: об упорных поисках вопроса и сведений о нем, о прохождении
через различные ситуации. И о том, что в результате продвижения поисков ответ наконец найден. Единственный ответ состоит в том, чтобы вновь собрать данные,
«перезарядить» мир данными, пустить нечто в ход — по мере возможности и
сколь бы малым оно ни было — так, чтобы на основе этих новых или обновленных
данных возникали и распространялись вопросы менее жестокие, более радостные и близкие к Природе и жизни. Именно так
поступил Дерсу Узала, когда захотел,
чтобы ему починили хижину и оставили в ней немного еды, чтобы заходящие туда путешественники могли подкрепиться и продолжать путь. Вот тогда можно стать
тенью и умереть: тогда мы
возвращаемся от дыхания к пространству, мы вновь соединяемся с пространством-дыханием, превращаемся в
парк, лес или механического кролика
в том смысле, в каком Генри Миллер говорил, что если бы ему было суждено вновь родиться, он бы родился парком. Параллель между Куросавой и Мидзогути столь же расхожа, как между
Корнелем и Расином (правда, с обратным хронологическим порядком). Почти исключительно мужской мир Куросавы противостоит женской вселенной Мидзогути. Творчество Мидзогути принадлежит к малой форме в
такой же мере, как творчество Куросавы — к большой. Подписью Мидзогути могла бы
стать не сплошная черта, а ломаная |