64 Жиль Целёз Кино-1.
Образ-движение 65 Зло, Бог и Сатана1.
Орсон Уэллс зачастую описывает два сочетающихся движения, одно из которых напоминает линейный бег по горизонтали в своеобразной вытянутой клетке с большими
просветами между прутьями, а другое — вычерчивание окружности, чья
вертикальная ось «работает» сверху вниз при
наезде сверху и снизу вверх при наезде снизу. Если именно такими движениями уже было одушевлено литературное
творчество Кафки, то из этого можно сделать вывод о сходстве между Уэллсом и
Кафкой, которое не сводится к фильму «Процесс», а скорее объясняет, почему Уэллсу потребовалось
непосредственно сопоставлять собственное
творчество с кафкианским; если же такие движения вновь обнаруживаются и глубинным образом комбинируются
в «Третьем человеке» Рида, то отсюда, пожалуй, можно заключить, что Уэллс
не просто играл в этом фильме, а
принимал деятельное участие в его создании
либо то, что Рид был учеником Уэллса и вдохновлялся его творчеством. В большинстве фильмов Куросавы
прослеживается его излюбленный прием,
напоминающий японский лжеиероглиф: толстая вертикальная черта спускается по экрану сверху вниз, тогда как два боковых
- и более мелких - движения прорезают экран справа налево и слева направо; такое сложное движение, как мы
увидим, соотносится с целым фильма,
со способом замышления такого Целого. Анализируя некоторые фильмы Хичкока,
Франсуа Реньо выделил для каждого из них
глобальное движение или же «основную форму, геометрическую либо динамическую», которые в чистом виде могут
считаться фирменными приемами Хичкока: «спирали из "Головокружения
", ломаные линии и контрастная черно-белая структура кадра в "Психо
", уносящиеся вдаль Декартовы
координаты из фильма "К северу через северо-запад"..л И, возможно, значительные движения из этих фильмов, в свою очередь, являются компонентами еще более великого
движения, в котором можно было бы выразить целое всего творчества Хичкока и то,
как это творчество развивалось и изменялось. Не меньший интерес представляет и другое направление, в соответствии
с которым значительное движение,
касающееся изменяющегося целого, разлагается на движения относительные, на локальные формы, обращенные к соответствующим позициям частей некоего множества, к
атрибуциям, обращенным к лицам и
предметам, к перераспределениям элементов. Реньо изучил эти явления у Хичкока (так, в «Головокружении» большая
спираль может стать не только
головокружением героя, но также и петлей,
которую он прочерчивает своим автомобилем, или же заколкой в волосах героини)2.
Анализ такого рода желательно провести для каждого режиссера, он станет программой необходимых исследований для |