2 Ср.: Kane Pascal,
«Mabuse et le pouvoir». «Cahiers du cinema», no. 309, mass Lawrence D. H., «Eros et les chiens». Bouigois,
p. 253-257. 284 Жиль Делёз Кино-1. Образ-движение 285 В действительности то, что сыграло на руку американскому кино,,— Почему же первой
оказалась именно Италия? А не Франция или Германия? Возможно, причина этого —
весьма серьезная — лежит вне сферы кино.
Под влиянием Де Голля к концу войны Франция исполнилась историческими и политическими амбициями,
побудившими фран-цузовсыграть роль абсолютных победителей: поэтому
Сопротивление — партизан и подпольщиков — требовалось представить в виде
подразделения превосходно организованной
регулярной армии, а жизнь французов,
даже наполненная конфликтами и двусмысленностями, должна была изображаться как
вклад в достижение победы. Такие условия не оказались благоприятными для.обновления кинематографического образа, который поддерживался в рамках
традиционного образа-дей,-ствия на
службе у чисто французской «мечты». В итоге французское кино сумело порвать с традицией довольно поздно и
к тому же околь^ ным — рефлексивным или интеллектуальным путем, которым
шла «ног вая волна». Совершенно иначе
обстояли дела в Италии: разумеется, она не притязала на лавры победительницы; однако, в отличие от Гермаг нии,
здесь не было контроля фашистов над кино, - с другой же сторо^ ны, итальянские мастера могли изображать движение
Сопротивления и жизнь народа в период фашистского гнета без всяких иллюзий. Чтобы все это уловить, требовался лишь новый тип
«повествования», спог собный включить в себя эллиптическое и
неорганизованное, - как если бы кино вновь начинало
с нуля, поставив под сомнение все достижения американской традиции. А потому, итальянцы смогли интуитивно осознать новый образ в процессе его
возникновения. Однако этим мы не
сможем объяснить ни одной гениальной черты в первых фильмах Росселлини.
Что мы объясняем — так это реакцию некоторых амери- |