Цит. по кн.: Lherminier, «L'art ducinema»/Seghers, p. 192. 66 Жиль Деяез Кино-1. Образ-движение 67 лосипед, метро, собственные ноги...)- Такую эквивалентность Вендерс сделал душой двух
своих фильмов, «С течением времени» и «Алиса в городах», тем самым введя в кинематографе рефлексию об особо конкретном кино.
Иначе говоря, особенностью кинематографического образа-движения является
обнаружение в транспортных средствах или движущихся телах движения с их общей субстанцией, или же извлечение из движений подвижности, составляющей их
сущность. Таков завет Бергсона:
исходя из тела, с которым наше естественное восприятие связывает движение как с его носителем, извлечь
простое цветное «пятно»,
образ-движение, «сам по себе сводящийся к серии чрезвычайно быстрых колебаний» и «являющийся по сути движением
движений»1. И вот
получается, что то, к чему Бергсон считал кино совершенно неспособным, поскольку принимал во внимание лишь
происходящее внутри аппарата
(однородное и абстрактное движение вереницы образов), оказалось сильной стороной аппарата, его превосходной способностью: создание образа-движения, то есть чистого
движения, отвлеченного от тел и
собственных причин. И это не абстрагирование, а освобождение. Это всегда
«звездные моменты» кино — каку Ренуара, когда камера
покидает персонажа и даже поворачивается к нему спиной, предпринимая самостоятельное движение, к исходу
которого она вновь обнаруживает персонажа2. Тем самым план оперирует подвижными срезами-движения и не довольствуется выражением длительности изменяющегося целого, но
непрестанно варьирует тела, части, точки зрения, размеры, дистанции,
соответствующие позиции тел, образующие множество частей образа. Каждый из указанных элементов создается через другой. И дело здесь в том, что чистое движение вызывает варьирование элементов множества, имеющих разные знаменатели, при помощи их дробления; дело в том, что
чистое движение разлагает и вновь объединяет эти множества и к тому же соотносится с принципиально открытым целым, которое отличает
способность непрестанно «твориться», то есть изменяться и длиться. И наоборот. Наиболее глубоко и поэтично эту природу плана как чистого движения выразил Эпштейн, сравнив его с кубистической или си-мультанеистской живописью: «Все плоскости делятся на части, усекаются, разлагаются, ломаются, как это происходит, согласно нашему воображению, в тысячефасеточном глазу насекомого. Начертательная 1 В е rg s о n, «Matiere et memoire», p. 331 (219). Рус.
пер., с. 277; «La pensie et к 2 Ср. анализ Андре Базена, прославивший знаменитое панорамное движе |