Антониони
напоминает хитросплетения последствий, следствий и возникающих во времени результатов событий, происшедших за кадром. Уже в «Хронике одной любви» следствием расследования
становится то, что оно вызывает продолжение первой любви, а его результатом - два
отголоска желаний убить, в будущем и прошлом. Это целый мир хроносигнумов, и его одного достаточно, чтобы внушить сомнение
тем, кто уверен (конечно же, ошибаясь) в этом, что кинематографический образ безусловно располагается в настоящем. Если мы больны Эросом, сказал Антониони, то потому, что
болен сам Эрос; и болен он не просто
из-за того, что стал стариком или устарел с точки зрения содержания, но потому, что он воспринимается в чистой форме времени, разрывающегося между уже состоявшимся
прошлым и безысходным будущим. По мнению Антониони, не существует иных
болезней, кроме хронических, а Хронос и есть сама болезнь. Вот почему
хроносигнумы неотделимы от лектосигнумов, вынуждающих нас прочитывать в образе
соответствующее количество симптомов, то есть
воспринимать оптический и звуковой образ
как нечто еще и прочитываемое. Не только оптическое и звуковое, но также настоящее и прошлое, «здесь» и «в
другом месте», формируют внутренние
элементы и отношения, которые следует расшифровать
и которые можно понять лишь в поступательном движении, аналогичном чтению: начиная с «Хроники одной любви», неопределенные пространства теряют свои измерения,
а возвращают их лишь впоследствии, в том, что Бёрч называет «согласованием со смещенным восприятием», более близким к
чтению, нежели к перцепции1. Впоследствии же Антониони-колорист
умело обращался с вариациями цветов как с симптомами, а с монохромией — как с приметой времени, завоевывающей целый мир, и
все это через взаимодействие между произвольно выбранными модификациями. Но уже в «Хронике одной любви» декларируется
«автономность камеры», когда та
отказывается следить за движением персонажей или приписывать им
собственное движение, чтобы непрестанно работать
с рекадрированием как функцией мысли, когда ноосигнумы выражают логические
конъюнкции следствия, последовательности или даже намерения. 1 Ноэль Бёрч одним
из первых доказал, что кинематографический образ следует не только увидеть и услышать, но и прочесть. Этот
вывод он сделал в связи с творчеством Одзу («Pour un observateur lointain», p. 175). Однако уже в «Praxis du
cinema» Бёрч показал, как в «Хронике одной любви»
были установлены новые отношения между повествованием и действием и как в
ней появилась «автономность» камеры, ощутимо напоминающая чтение (р.
112-118; а также о «согласовании со смещенным восприятием», р. 47). Кино-2. Образ-время 319 |