гичной оппозицией, в понятии «количество
движения»: количество представало тут то как
независимая инстанция, то как обыкновенная зависимость от того, что оно измеряло. Не следует ли здесь придерживаться обеих точек зрения, как двух полюсов
косвенной репрезентации времени:
время зависит от движения, но через посредство монтажа; время проистекает от монтажа, но подчиняется
движению? Классическая рефлексия
вращается по кругу этой своеобразной альтернативы: монтаж или план. Есть еще одна
необходимая сторона - надо, чтобы движение было
нормальным: только удовлетворяя условиям нормальности, оно может подчиняться времени и превращать его в
количество, которое косвенно его
измеряет. Нормальностью мы называем существование центров: это центры
самого вращательного движения, равновесия сил, тяжести движущихся тел, а также
центр наблюдения для зрителя, способного
познавать или воспринимать движущееся тело и управлять его движением. А
вот движение, так или иначе уклоняющееся от
центрирования, кажется ненормальным и извращенным как таковое.
Античность сталкивалась с этими аберрациями движения, которые затрагивали даже астрономию и становились все более
значительными, когда ученые переходили к подлунному миру людей
(Аристотель). И оказалось, что аберрации в движении опять же ставят под
сомнение статус времени как косвенной репрезентации или же количества движения, поскольку они ускользают от числовых
отношений. Но время от них совсем даже не поколебалось, а скорее обрело удобный случай для того, чтобы
предстать в явном виде и потрясти собственную подчиненность движению,
перевернув эту субординацию. Стало быть,
непосредственное появление времени на сцене способствует не остановке движения,
а, наоборот, распространению
движения аберрирующего. Эта проблема имеет значение как для кинематографа, так и для философии, в силу
того, что образ-движение сам по себе
кажется фундаментально извращенным и аномальным движением. Эпштейн, вероятно, был первым, кто выделил этот вопрос
теоретически, а ведь кинозрители наблюдают его на практике: не только
ускоренная, замедленная съемка и съемка в обратном направлении, но и неудаление от нас движущегося тела («беглец несся что есть мочи и все же оставался лицом к лицу с
нами»), постоянные изменения
масштабов и пропорций («так что общий знаменатель невозможен»),
лжесогласования движения (то, что Эйзенштейн, со своей стороны, назвал «невозможными соединениями»)1. 1 Epstein. «Ecrits». Seghere, p. 184, 199 (а также
о «движущихся пространствах», «плавающем времени» и «пляшущих основаниях», р.
364-379). О «невозможных согласованиях» ср.: Е i s e n s t e i n, p. 59. Ноэль Бёрч проанализировал лжесоединения в сцене с
попами из «Ивана Грозного» в «Praxis du cinema». Gallimard, p. 61—63. |