Впрочем, разве эти черты кинематографа не были уловлены уже в весьма
ранний период (Эйзенштейном и Эпштейном)? И разве тема Шефера неприменима ко всему кино в целом? Как превратить ее в характерную черту современного кино, которое будет отличаться от
«классического» с его косвенной репрезентацией времени? Мы могли бы лишний раз сослаться на аналогии из истории мысли: если ' Ср. анализ Клода
Бейли (Claude Beylie) в: «Visconti, Etudescinematographiques». г Prcdal Rene. «Alain Resnais, Etudes
cinematographiques», p. 120. 3 Proust.dfa recherche
du temps perdu». Pleiade, III, p. 924. верно, что аберрации движения были
зафиксированы в весьма ранний период, то они все же подвергались
какому-то выравниванию, нормализации, «облагораживанию», - то есть сводились к
законам, целью которых было спасти движение, будь то экстенсивное движение мира или же интенсивное движение души, и эти
законы сохраняли субординацию
времени. На самом деле, чтобы произвести великий переворот, следовало добраться до Канта: аберрирующее движение
стало наиболее будничным, самой повседневностью, и теперь уже не время зависит от движения, а наоборот...
Аналогичная история произошла и с
кинематографом. В течение длительного времени аберрации движения признавались, но их пытались заклясть. Но именно интервалы движения поставили под вопрос его
передачу и ввели некий промежуток или
диспропорцию между воспринятым движением
и движением осуществленным. Как бы там ни было, при соотнесении с таким интервалом- образ-движение
обретает в нем принцип собственной
дифференциации на образ-перцепцию (воспринятое
движение) и образ-действие (осуществленное движение). То, что было аберрацией по отношению к
образу-движению, перестает быть
таковой в отношении двух последних разновидностей образа: теперь сам интервал играет роль центра, а
сенсомоторная схема восстанавливает
утраченную пропорциональность между перцепцией
и действием, и притом на новом уровне. Сенсомоторные схемы работают
посредством, выбора и координации. Перцепция организуется в препятствия и дистанции, которые необходимо преодолеть, тогда как действие изобретает средства
для их преодоления, для борьбы с ними в пространстве, где формируется то
«Охватывающее», то «мировая линия»:
движение спасается, становясь относительным.
И несомненно, такой статус не исчерпывает образа-движения. Как только последний перестает соотноситься
с интервалом как с сенсомоторным
центром, движение обретает абсолютный характер, и все образы вновь
начинают реагировать друг на друга всеми
своими гранями и во всех своих частях. Это режим универсальной вариации, выходящий за человеческие рамки .сенсомоторной
схемы, в направлении нечеловеческого
мира, где движение равнозначно
материи, или же в сторону мира сверхчеловеческою, свидетельствующего о новом духе. Именно здесь
образ-движение достигает возвышенного, или абсолюта движения, как в
возвышенной материальности Вертова или в возвышенной математике Ганса, так и в возвышенной динамике Мурнау или Ланга. Но во всех
случаях образ-движение остается первичным и дает повод для репрезентации
времени лишь косвенно, через посредство монтажа как органической композиции
относительного движения или сверхорганической рекомпозиции движения
абсолютного. Даже когда Вертов переносит перцепцию в материю, а действие
— в универсальные взаимо- |