раза-движения, что
придает столкновениям и неожиданным встре
чам
причинно-следственных серий новое измерение, отсутствовав
шее у них в первый период. Третий период
бурлеска связан со звуко
вым кино, однако звуковое кино выступает здесь лишь как опора или
условие появления нового образа: это ментальный образ, доводящий
до предела свою сенсомоторную основу
и, на этот раз, упорядочива
ющий обходные пути, неожиданные встречи и столкновения в соот
ветствии с цепочкой логических отношений, столь же неопровержи
мых, сколь и абсурдных или провокационных. Этот ментальный об
раз представляет собой дискурсивный образ того типа, что встреча
лись в длинных речах звуковых фильмов
Чаплина; но это также и
образ-аргумент в бессмыслице Гручо Маркса или у Фиддса. Каким
бы поверхностным ни был наш анализ, он
может дать предощущение
возникновения четвертой стадии, или четвертого периода, то есть раз
рыва сенсомоторных связей, появления
чисто оптических или звуко
вых ситуаций, которые, вместо того
чтобы продлеваться в действие,
образуют круг, замкнутый на самих себе, а потом и второй круг. Это
как раз появилось в творчестве Джерри Льюиса. Декор имеет значе
ние сам для себя, описание заменило
собственный объект, как проис
ходит в знаменитом доме девушек, показанном в фильме «Ухажер»,
тогда как действие представляет
собой большой балет, в котором уча
ствуют Ненасытная и герой фильма,
ставший танцором. Именно в
этом смысле бурлеск Джерри Льюиса
имеет своим источником музы
кальную комедию1. И даже походка его героев напоминает
неудачные
попытки танца, продолженную и возобновляемую
«нулевую степень»,
которая варьируется всевозможными
способами, пока из нее не рож
дается настоящий танец («Козел отпущения»). >
Декор свидетельствует об интенсификации форм, цвета и звука.
Персонаж Джерри Льюиса, скорее интравертивный, нежели инфан
тильный, сливается с тем, что звучит у него в голове и в душе; но и
наоборот, даже самые незначительные попытки
жестов или сами его
заторможенные жесты, даже просто нечленораздельные звуки, кото
рые он пытается издавать, обретают,
в свою очередь, отзвуки, посколь
ку они приводят мир в движение,
порою становящееся катастрофич
ным (разрушение декора у учителя
музыки в фильме «Козел отпуще
ния») или же переходящее из одного мира в другой — с
перемешива
нием цветов, метаморфозой форм и мутацией
звуков («Чокнутый
профессор»). Льюис вновь берется за показ классической фигуры
аме
риканского кинематографа, фигуры loser'a, «пропащего», персонажа,
подходящего под определение: «вот наделал дел». Но внезапно, по
пав в бурлескное измерение, эти дела отзываются движением мира,
спасающим его и превращающим в победителя.
Его тело сотрясается
Предыдущая Следующая