Эйзенштейн, конечно жъ, (может
ссылаться на науку — на математику и
биологию. Искусство от этого ничего не теряет, поскольку в кино, как и в живописи, необходимо изобрести
спираль, которая отвечала бы теме, и хорошо выбрать точки-цезуры. Уже с
этой точки зрения генезиса и роста мы видим, в какой степени суть метода Эйзенштейна состоит в определении примечательных
точек или привилегированных моментов. Однако, в отличие от фильмов
Гриффита, они не выражают случайных
элементов или стечений обстоятельств, вторгающихся в жизнь индивида —
напротив, они полностью принадлежат
упорядоченной структуре органической спирали. Это мы увидим еще яснее,
если рассмотрим новое измерение, которое Эйзенштейн иногда представляет как добавочное к измерениям органики, иногда
— как «довершающее» их. Композиция, диалектическое взаимодействие, включает не только органичность, то есть генезис ирост, но
также и пафос, или развитие. Пафос не следует смешивать с органичностью.
И дело здесь в том, что на спирали от одной точки к другой можно провести векторы, напоминающие хорды
дуги или витки спирали. Теперь речь
идет уже не о формировании м продвижении вперед самих оппозиций
по виткам, а о переходе от одной противоположности
кдругой или, скорее, в другую, по хордам: прыжок в противоположное. Существует не только оппозиция между
землей и водой, единичным и множественным, но также и переход от одного
в другое, и внезапное возникновение другого
в едином. Существует не только органическое единство противоположностей,
но также и патетический переход от одной
противоположности кдругой. Не только
органическая связь между двумя мгновениями,1 но и патетический скачок,
когда второе мгновение обретает новую мощь, ибо первое в него переходит. От печали к гневу, от сомнения к
уверенности, от смирения к бунту...
Само патетическое включает два аспекта: это сразу и переход от одного
члена противопоставления к другому, от одного качества
кдругому, и внезапное возникновение ново-то качества, рождающегося при
свершившемся переходе. Это одновременно и «ежа- тие», и «взрыв»'. В «Генеральной линии» спираль делится на два
проти |