2 Фильм «Люблю тебя, люблю» хорошо соответствует этой
формулировке. Нам пред Кино-2. Образ-время 435 Глава VI Потенции ложного1 1 Теперь мы можем противопоставить
пункт за пунктом два режима образа: органический и кристаллический,
или, говоря более обобщенно, кинетический и временной. Первый пункт
касается описаний. Будем называть «органическим» описание,
предполагающее независимость собственного объекта. Мы не будем
устанавливать, действительно ли объект независим; не
станем устанавливать, касается ли эта независимость внешнего или же декора. Отметим, однако, то, что описываемая среда (будучи декором или внешним) определяется как независимая от ее описания, производимого камерой, и считается предсуществующей реальностью. «Кристаллическим» же описанием мы будем называть, напротив, такое, которое играет
роль собственного объекта, — то есть, по выражению Роб-Грийе, сразу и замещает, и творит, и стирает его, и к тому же уступает место другим описаниям, противоречащим
предшествующим, смещающим и
изменяющим их. Теперь само описание формирует единственный объект, распавшийся и размноженный. Мы видим
это явление в самых различных
областях, в уплощенных видах и ровном цвете в музыкальной комедии, во «фронтальных антиперспективных
прозрачностях» у Зиберберга. Случаются и переходы от одного режима к другому,
как в фильме Итикавы «Месть актера», где желтый туман постепенно рассеивается и переходит на раскрашенный холст. Но
различие не касается декора и натуры.
Неореализм и новая волна непрестанно прибегали к натурным съемкам, чтобы извлечь чистые описания, развить творческую и разрушительную функции. Действительно,
органические описания,
предполагающие независимость квалифицированной среды, служат для
определения сенсомоторных ситуаций, — а описания кристаллические и образующие собственный объект отсылают к чисто оптическим и звуковым ситуациям, отделенным от их
моторного продолжения: это уже
кинематограф видящего, а недействующего. |