Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

2   Фильм «Люблю тебя, люблю» хорошо соответствует этой формулировке. Нам пред
ставляется, что между творчеством Рене и великим романом Белого «Петербург»
существует неподдельное сходство, основанное на том, что Белый называет «био
логией теней» и «мозговой игрой». У Белого между городом и мозгом наличествует
топологический контакт; «мелькнувшее мимо (картины, рояль, зеркала, перламутр,
инкрустация столиков) — все, промелькнувшее мимо, — было одним раздражением
мозговой оболочки, если не было недомоганием... мозжечка» (Белый А., «Пе
тербург». М., «Худ. лит.», 1979, с. 44); и между органическими утробными состоя
ниями, политическими состояниями общества и метеорологическими состояния
ми мира непрестанно творится некий континуум. В этом отношении фильм «Про
видение» особенно близок к роману Белого. Оба автора применяют метод крити
ческого гипноза. Ср.: Белый. «Петербург»
(«Petersbourg», Age d'homme).


Кино-2. Образ-время


435


 


Глава VI Потенции ложного1

1

Теперь мы можем противопоставить пункт за пунктом два режима образа: органический и кристаллический, или, говоря более обобщенно, кинетический и временной. Первый пункт касается описаний. Будем называть «органическим» описание, предполагающее независимость собственного объекта. Мы не будем устанавливать, действительно ли объект независим; не станем устанавливать, касается ли эта независимость внешнего или же декора. Отметим, однако, то, что описываемая среда (будучи декором или внешним) определяется как независимая от ее описания, производимого камерой, и считается предсуществующей реальностью. «Кристаллическим» же описанием мы будем называть, напротив, такое, которое играет роль собственного объекта, — то есть, по выражению Роб-Грийе, сразу и замещает, и творит, и стирает его, и к тому же уступает место другим описаниям, противоречащим предшествующим, смещающим и изменяющим их. Теперь само описание формирует единственный объект, распавшийся и размноженный. Мы видим это явление в самых различных областях, в уплощенных видах и ровном цвете в музыкальной комедии, во «фронтальных антиперспективных прозрачностях» у Зиберберга. Случаются и переходы от одного режима к другому, как в фильме Итикавы «Месть актера», где желтый туман постепенно рассеивается и переходит на раскрашенный холст. Но различие не касается декора и натуры. Неореализм и новая волна непрестанно прибегали к натурным съемкам, чтобы извлечь чистые описания, развить творческую и разрушительную функции. Действительно, органические описания, предполагающие независимость квалифицированной среды, служат для определения сенсомоторных ситуаций, — а описания кристаллические и образующие собственный объект отсылают к чисто оптическим и звуковым ситуациям, отделенным от их моторного продолжения: это уже кинематограф видящего, а недействующего.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz