436 Жиль Дыез Кино-2. Образ-время 437 ляется
сложным, поскольку в него могут вмешиваться разрывы (эллипсис), вставные
воспоминания и грезы, — и особенно потому, что он подразумевает определенное применение речи как фактор собственного развития. Мы пока не будем рассматривать
специфичность этого фактора.
Ограничимся лишь констатацией того, что сенсомоторные схемы конкретно развертываются в так называемом
«годологическом пространстве» (Курт
Левин), определяемом неким силовым полем, оппозициями и напряжением между силами, разрядкой напряжения сообразно
распределению целей, препятствий, средств, окольных путей... Соответствующей абстрактной формой является
Евклидово пространство, поскольку оно представляет собой среду, в которой
разные виды напряжения разряжаются
согласно принципу экономии, по так называемым
законам экстремумов (минимума и максимума): например, простейшего пути, наиболее адекватнрго окольного
пути, наиболее эффективной речи,
минимума средств ради максимального результата. Следовательно, эта
повествовательная экономия предстает как в конкретной фигуре образа-действия и годологического
пространства, так и в абстрактной
фигуре образа-движения и Евклидова пространства. В движениях и действиях может выступать масса внешних
аномалий, разрывов, вставок,
наложений и разложений, но тем не менее все они подчиняются законам, отсылающим к распределению силовых
центров в пространстве. Мы можем
обобщенно утверждать, что время представляет собой объект косвенного
воспроизведения в той мере, в какой оно вытекает из действия, зависит от движения и выводится из пространства. Следовательно, каким бы перевернутым оно ни
было, принцип его остается
хронологическим. Совершенно иначе обстоят дела с повествованием кристаллическим, поскольку оно предполагает крушение сенсомоторных схем. Сенсомоторные ситуации уступили место чисто оптическим и звуковым, и персонажи, ставшие «видящими», а не действующими, уже не могут или не хотят на них реагировать: настолько им необходимо «увидеть» смысл ситуации. Такова характерная черта романов Достоевского, подхваченная Куросавой: в ситуациях, требующих неотложного принятия решения, «идиот» испытывает необходимость рассмотреть данные по
проблеме, которая глубже ситуации и требует еще более неотложных решений (так
происходитв большинстве фильмов Куросавы). Но у Одзу, в неореализме и в фильмах новой волны видение уже не является
добавляемой к действию его предпосылкой, как и предварительным условием,
превращающимся в основное, - оно занимает все пространство и заменяет действие. В таких случаях движение может стремиться к
нулю, а персонаж или даже план - оставаться неподвижным: неподвижный план здесь как будто открыт заново. Но
главное не в этом, ибо движение может подаваться и в преувеличенном виде, быть
непрерывным, становиться мировым или
броуновским движением, топтанием |