452 Жиль Лелез Кино-2 Образ-время 453 ется, в первом
ровно столько же истины, сколько и во втором; в обоих нет ничего, кроме
становления, а становление - это потенция ложного в жизни, или воля к власти. Но хорошее и дурное, т. е. благородное и подлое,
существуют. Физики считают, что благородная энергия — это энергия, способная трансформироваться, а вот
подлая энергия на это не способна. И
тут, и там присутствует воля к власти, но теперь она становится не более чем
желанием господствовать среди исчерпанногоста-новления жизни, — тогда
как в становлении, брызжущем жизнью, она представляет
собой желание артистическое, «дарящую добродетель», создание новых
возможностей. Так называемые высшие люди — это люди подлые и дурные. У добра же одно имя, и это «щедрость», черта, посредством которой Уэллс дает определение своему
любимому персонажу, Фальстафу, — но ведь эта же черта является доминирующей
в,веч-ных намерениях Дон-Кихота. Если становление — это потенция ложного, то хорошее, щедрое и благородное есть то,
что возводит ложное в энную степень,
или же возвышает волю к власти до воли артистической. Фальстаф и Дон-Кихот
могут казаться пустозвонами или жалкими
людьми, которых обогнала История; и все же они имеют опыт в метаморфозах жизни и противопоставляют Истории
становление. Несоизмеримые с каким бы то ни было суждением, они обладают
невинностью становления1. И,
несомненно, становление невинно всегда, даже в преступлении, даже в жизни, исчерпанной в той мере, в какой она все
еще представляет собой становление. Но лишь хорошее позволяет жизни
исчерпать себя в большей степени, чем само исчерпывает жизнь, ибо оно всегда служит возрождению и творческому
преображению. Из становления оно
творит некое Бытие, и весьма протеическое, непрестанно меняющееся, а уже не падает в небытие с высоты
бытия однообразною и неизменного.
Таковы два состояния жизни, противостоящие друг другу в рамках имманентного становления, а уже не
инстанции, претендующей на высшее положение по отношению к становлению —
ради того ли, чтобы судить жизнь, либо для
того, чтобы ее присваивать и разными способами
исчерпывать. В Фальстафе и Дон-Кихоте Уэллс видит «доброту» жизни самой по себе, странную доброту,
возвышающую живые существа до уровня
творчества. В этом-то смысле и можно вести речь о подлинном или спонтанном ницшеанстве у Уэллса. Но ведь в становлении земля утратила какой бы то ни было центр, и не только внутренний: у нее уже нет центра, вокруг которого она могла бы вращаться. У тел больше нет центра, кроме центра их смерти, возникающего при их исчерпанности и воссоединении с землей, чтобы подвергнуться в ней распаду. У силы больше нет'центра как раз от- 1 Вот лирические
декларации Уэллса о жизнелюбивой доброте Фальстафа: «он — сама доброта, это
персонаж, в которого я верю более всего <...>; его доброта подобна хлебу
и вину» (Е n t re t i e n, «Cahiersdu
cinema», p. 41; а также Marienstras, p,A3). |