1 Философская традиция
(Спиноза, Лейбниц) понимает духовный автомат имен 2 Вероника Такен (Tacquin) произвела весьма глубокий анализ фильмов
Дрейера, нию под
гипнозом, и к галлюцинациям, и к галопирующей шизофрении. Но здесь мы опять же рискуем не распознать оригинальности Арто: ведь, в отличие от экспрессионизма (да и сюрреализма), тут уже не мысль сопоставляется с подавлением, с бессознательным, с грезой, с сексуальностью или смертью, а все эти детерминации сопоставляются с мыслью, как с «проблемой» более высокого порядка, или вступают в
отношения с неопределимым и несказанным1. «Пуп», или мумия, уже не является не поддающимся дальнейшему делению ядром грезы, на которое наталкивается мысль; напротив, это ядро мысли, «изнанка мыслей», с которой сталкиваются и от которой отскакивают, разрушаясь, даже сами грезы. Если экспрессионизм подвергал бдения ночному лечению, то Арто лечил грезы лечением дневным. Экспрессионистской
сомнамбуле у Арто, в «Восемнадцати секундах» или в «Раковине
и священнике» противостоит
«вигиламбула» (буквально: бодрствующий бродяга; — Прим. пер.). Итак, несмотря на
поверхностное сходство в терминах, мы видим
абсолютное различие между проектом Арто и такой концепцией, как эйзенштейновская. Речь идет о том, чтобы, по
выражению Арто, «воссоединить кино с глубинной реальностью мозга», но эта сокровенная
реальность — не Целое, а, напротив, трещина и пробоина2. Пока он верит в кино, он наделяет его не
способностью внушать мысли о целом,
а, наоборот, «диссоциативной силой», вводящей «фигуру небытия» и «дыру в кажущемся». Пока он верит в
кино, он не наделяет его способностью
возвращения к образам и нанизывания их согласно требованиям внутреннего
монолога и ритму метафор, а, наоборот,
«спускает метафоры с цепи» согласно массе голосов, внутренним диалогам, в которых один голос всегда
находится в другом. Словом, Арто
опрокидывает всю совокупность отношений между кино и мыслью: с одной
стороны, уже нет целого, мыслимого посредством монтажа; с другой же стороны, больше нет внутреннего монолога, выразимого в образах. Арто как бы переворачивает
аргумент Эйзенштейна: если верно, что
мысль зависит от порождающего ее шока (нерва или костного мозга), то она может мыслить только об одном: о том, что мы пока еще не мыслим, о бессилии помыслить целое, как о том,
чтобы помыслить себе самого себя, — а это значит, что мысль всегда находится в состоянии окаменения, вывиха и
крушения. Наделенное мышлением бытие всегда в будущем — вот что обнаружил
Хай- |