522 Жиль Дели Кино-2. Образ-время 523 такая шлюха?
Даже если мы примем решение за него, это ничего не изменит. Его тело в любом случае сохранит отпечаток нерешительности, которую можно назвать не более чем прохождением жизни. Возможно, именно в этом кинематограф тела по сути своей противостоит кинематографу
действия. Образ-действие предполагает некое пространство, в котором распределяются цели, препятствия, средства, субординации, главное и второстепенное, превалирование и отталкивание: вот оно, целое пространство, называемое годологическим. Но тело с самого начала попадает в совершенно иное пространство, где покрывают друг друга и друг с другом соперничают разрозненные множества, которые так и не могут организоваться по сенсомоторным схемам. Они прилагаются друг к
другу во взаимоналожении перспектив, вследствие которого утрачиваются средства должного различения их отчетливого выделения и даже несовместимости. Таково пространство «до» действия; такое пространство посещает призрак ребенка или паяца или оба сразу. Это прегодоло-гическое
пространство, напоминающееу/исй/яйо animi, которое отсылает не к
нерешительности духа, а к неразрешимости тела. Препятствие, в отличие от образа-действия, не поддается здесь
определению в связи с целями и
средствами, объединяющими множество, но подвергается дисперсии во «множестве
способов присутствия в мире», способов принадлежать совершенно несовместимым и все-таки сосуществующим мно-1 жествам1. Сила Дуайона как раз в том и
состоит, что он превратил это прегодологическое
пространство, это пространство взаимоналожений, в предмет, являющийся специальностью кинематографа тела. Он вводит в это пространство своих персонажей, он творит это
пространство, где обнаруживается регрессия {«Блудная дочь»). И
таким способом он не только разрушает
образ-действие из классического кино, но еще и открывает «не-выбор» тела как немыслимое, изнанку или
поворот духовного выбо-ра. Об этом - диалог, которым обменивались
персонажи фильма Годара «Спасайся, кто
может»: «Ты выбираешь.. .Нет, я
не выбираю.. .Ты выбираешь... Не
выбираю...» «Дайте мне мозг» — так можно назвать
другую фигуру современного кино. Это интеллектуальный кинематограф, в отличие
от кинематографа физического.
Экспериментальное кино распределяется по двум областям: физика тела,
будничного или церемониального; «эйдетика»
духа (согласно формулировке Бертетто), формализованного или 1 Об этом
прегодологическом пространстве, пространстве до действия, взаимоналожении
перспектив и флуктуации души, ср.: Siraondon
Gilbert, «L'individu etsagenesephysico-biologique». P. U. R, p. 233—234. неформального.
Однако же в рамках экспериментального кино вы |