Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая


522


Жиль Дели


Кино-2. Образ-время


523


 


такая шлюха? Даже если мы примем решение за него, это ничего не изменит. Его тело в любом случае сохранит отпечаток нерешительности, которую можно назвать не более чем прохождением жизни. Возможно, именно в этом кинематограф тела по сути своей противостоит кинематографу действия. Образ-действие предполагает некое пространство, в котором распределяются цели, препятствия, средства, субординации, главное и второстепенное, превалирование и отталкивание: вот оно, целое пространство, называемое годологическим. Но тело с самого начала попадает в совершенно иное пространство, где покрывают друг друга и друг с другом соперничают разрозненные множества, которые так и не могут организоваться по сенсомоторным схемам. Они прилагаются друг к другу во взаимоналожении перспектив, вследствие которого утрачиваются средства должного различения их отчетливого выделения и даже несовместимости. Таково пространство «до» действия; такое пространство посещает призрак ребенка или паяца или оба сразу. Это прегодоло-гическое пространство, напоминающееу/исй/яйо animi, которое отсылает не к нерешительности духа, а к неразрешимости тела. Препятствие, в отличие от образа-действия, не поддается здесь определению в связи с целями и средствами, объединяющими множество, но подвергается дисперсии во «множестве способов присутствия в мире», способов принадлежать совершенно несовместимым и все-таки сосуществующим мно-1 жествам1. Сила Дуайона как раз в том и состоит, что он превратил это прегодологическое пространство, это пространство взаимоналожений, в предмет, являющийся специальностью кинематографа тела. Он вводит в это пространство своих персонажей, он творит это пространство, где обнаруживается регрессия {«Блудная дочь»). И таким способом он не только разрушает образ-действие из классического кино, но еще и открывает «не-выбор» тела как немыслимое, изнанку или поворот духовного выбо-ра. Об этом - диалог, которым обменивались персонажи фильма Годара «Спасайся, кто может»: «Ты выбираешь.. .Нет, я не выбираю.. .Ты выбираешь... Не выбираю...»

«Дайте мне мозг» — так можно назвать другую фигуру современного кино. Это интеллектуальный кинематограф, в отличие от кинематографа физического. Экспериментальное кино распределяется по двум областям: физика тела, будничного или церемониального; «эйдетика» духа (согласно формулировке Бертетто), формализованного или

1 Об этом прегодологическом пространстве, пространстве до действия, взаимоналожении перспектив и флуктуации души, ср.: Siraondon Gilbert, «L'individu etsagenesephysico-biologique». P. U. R, p. 233—234.


неформального. Однако же в рамках экспериментального кино вы
рабатываются и различия, и происходит это сообразно двум процес
сам, один из которых является конкретизирующим, а другой - абст-
рактизирующим. Тем не менее абстрактное и конкретное нельзя счи
тать хорошим критерием для кино, которое не столько эксперимен
тирует, сколько творит. Мы видели, что уже Эйзенштейн причислял
себя к сторонникам интеллектуального или мозгового кино, каковое
он считал более конкретным, нежели физика тел у Пудовкина или же
физический формализм у Вертова. Нельзя сказать, что в одном из этих
направлений больше конкретного или абстрактного, чем в другом: в
кинематографе мозга столько же чувства, напряженности или страс
ти, сколько в кинематографе тела. Годар является зачинателем телес
ного кино, а Рене — мозгового, но нельзя сказать, что один из них
абстрактнее или конкретнее другого. Кино требует, чтобы ему дали
именно тело или мозг; оно само задает себе что-либо из двух, оно само
выдумывает что-либо из двух, чтобы построить свою работу по двум
направлениям, каждое из которых является одновременно абстракт
ным и конкретным. Стало быть, различие'проходит не по линии кон
кретного и абстрактного (за исключением экспериментальных слу
чаев, но даже там оно постоянно затушевывается). Интеллектуальный
кинематограф мозга и физический кинематограф тела обретают ис
токи своего различия в ином месте, и истоки эти весьма разнообраз
ны, как у авторов, которых притягивает один из двух полюсов, так и у
тех, кто сочетает в своем творчестве оба.
                                                      '


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz