Бином: всевозможные формы
поединков, составляющие действия одного или нескольких субъектов в реальной
среде. Запечатление
(импрштинг): внутренняя связь между ситуацией и действием. Индекс: термин,
использовавшийся Пирсом для обозначения знака, который отсылает к своему
объекту через связь, заключающуюся в факте. Здесь применяется для
обозначения действия (или последствия действия) с ситуацией, которая
заранее не дана, но лишь выводится, или же с ситуацией, которая остается
двусмысленной и обратимой. В этом смысле различают индексы нехватки и индексы двусмысленности: эллипсис
и эллипс. Вектор (или мировая
линия): ломаная линия, соединяющая сингулярные точки или примечательные моменты при
максимуме их интенсивности. Векториальное пространство отличается от пространства
охватывающего. Трансформируемый
образ (рефлексия) Фигура: знак, который вместо того,
чтобы отсылать к собственному объекту, отражает в нем иной объект (сценографический
или пластический образ), либо отражает собственный объект, но
инвертируя его (инвертированный образ), либо просто отражает собственный объект
(дискурсивный образ). Ментальный образ (отношение) Ярлык: обозначает
естественные отношения, то есть аспекты, при которых образы связываются
привычкой, способствующей тому, что одни из них принимают за другие. Снятие ярлыка — образ, вырванный
из среды его естественных отношений. Символ: термин, используемый
Пирсом для обозначения знака, отсылающего к своему объекту в силу некоего закона. Здесь употребляется
для обозначения основы абстрактных
отношений, то есть сравнения термов, производящегося независимо от их естественных отношений. Опсигнум и сонсигнум: чистый оптическо-звуковой образ, нарушающий сен-сомоторные связи, выходящий за пределы каких бы то
ни было отношений и уже не выражаемый
в терминах движения, но открывающийся непосредственно времени. Глоссарий Кино-2 Индекс режиссеров Эта книга историей кино не является, и многие
режиссеры, в том числе и крупнейшие, в ней даже не упоминаются.
Некоторые мастера кино зачастую попали в индекс по причине
простого упоминания их имени в связи с общим контекстом. Зато мы выделили все случаи, когда целиком проанализировано творчество, или,
по меньшей мере, важная его часть. Хроносигнум (точка или
полотно): образ, в котором время перестает быть подчиненным движению и
проявляется само по себе. Кристаллический образ, или гилосигнум: слияние виртуальных и
актуальных образов, когда они перестают быть различимыми. Обра-грёза, или
онейросигнум: образ, в котором движение мира замещает действие. Лектосигнум: визуальный образ,
который одновременно должен быть и «читаемым» и видимым. Ноосигнум: образ, который
преодолевает себя в направлении того, что может быть только помыслено. |