1 «revolution creatnce», p. 753 (305). Рус. пер., с. 294. 2 ММ, р. 182 (28): «Я
утверждаю, следовательно, что в этом случае <...> сознатель 3 ММ, р. 187 (34). Рус. пер., с. 179. 4 ММ, р. 174 (18). Рус. пер., с. 170. ствий. Мои глаза и мой мозг — образы и
части моего тела. Так как же мой мозг может содержать образы, если и сам он —
один из них? Внешние образы на меня
воздействуют, передают мне движение, а я его им «возвращаю»: как же образы попадают в мое сознание, если я и сам
- образ, то есть движение?Более того, как на этом уровне я могу вести речь обо
мне, о глазах, о мозге и теле? Пожалуй, просто ради удобства, ибо пока еще
ничто не позволяет произвести такую самоидентификацию.
Скорее все это можно назвать газообразным состоянием. Я и мое тело —
скорее, множество непрестанно сменяющихся молекул
и атомов. Впрочем, можно ли вести.речь даже об атомах? Ведь они не отличаются от миров, от межатомных
воздействий'. Материя слишком горяча,
чтобы различать в ней твердые тела. Мы живем в мире, где нет ничего,
кроме'изменчивости, колыхания, плеска: нет ни осей, ни центра, ни правой стороны, ни левой, ни верха, ни низа... Это бесконечное множество разнородных образов и
формирует своего рода план
имманентности. Образ существует сам по себе, и в этом плане. Та часть образа, которая находится в себе, и представляет собой материю: не нечто скрытое за образом, но,
наоборот, абсолютная тождественность
образа и движения. И как раз тождественность образа и движения позволяет нам сделать немедленный вывод о тождестве
образа-движения и материи. «Скажете ли вы, что мое тело — материя, или что оно
— образ — безразлично...»2 Образ-движение и материя-перетекхшие^сБрого Эговоря, одно и то же3. Так, значит,
эта материальная вселенная
представляет собой механизм? Нет, ибо (как показано® «Творческой эволюции») механизм предполагает закрытые системы, контактные действия и мгновенные
неподвижные срезы. И разумеется, в
этой вселенной или в этом плане мы «нарезаем» закрытые системы >и конечные
множества; это возможно благодаря эк-стериорности
ее-частей. Но сама по себе вселенная не такова. Она представляет собой множество, однако множество
бесконечное: план имманентности является движением (лицевой стороной
движения), происходящим между частями каждой
системы и между разными системами,
пересекающими все эти системы, перемешивающими их и подчиняющими их при условии, что они не будут
абсолютно закрытыми. Она представляет
собой и срез; и все же, вопреки некоторой двусмысленности бергсоновской
терминологии, срез этот не неподвижный
и не мгновенный, а подвижный; это временной срез или вре-менняя перспектива. Это блок «пространство-время»,
ибо всякий раз время движения,» в нем происходящего, принадлежит именно
ему. |