1' Об этих двух
типах техники портрета, ср. W о дает над другим и
кажется почти «чистым», иногда же они смешиваются в том или
ином направлении. К лицу, в
зависимости от конкретных обстоятельств, уместно обращаться с двумя
типами вопросов. Во-первых: о чем ты думаешь? Во-вторых:
что ты воспринимаешь, что с тобой, что ты ощущаешь или переживаешь? Иногда лицо о чем-то думает,
фиксируется на каком-то объекте, и
именно в этом состоит удивление или изумление, смысл которых сохранился
в английском слове wonder. Если лицо о
чем-либо думает, в нем имеет значение прежде
всего огибающий контур, сравнимый с
рефлектирующим единством, возвышающим до своего уровня все остальные части.
Порою же оно, напротив, что-то ощущает или переживает, и тогда главную
роль в нем играет интенсивная серия, через
которую последовательно проходят все его части, так что каждая часть обретает своего рода мгновенную
самостоятельность; иногда это
приводит к пароксизму. Мы уже можем здесь узнать два типа крупного плана, один
из которых служит визитной карточкой Гриффита, а другой — Эйзенштейна.
Общеизвестны крупные планы Гриффита, где все организовано ради подчеркивания
чистого и нежного контура женского лица
(метод радужной диафрагмы): молодая жен-, шина думает о своем муже в фильме «ЭнохАрден». У Эйзенштейна же в «Генеральнойлинии», например, в одном из
кадров красивое лицо попа расплывается,
и остается коварный взгляд, сочетающийся с узким затылком и толстой
мочкой уха: возникает впечатление, будто черты фациальности свидетельствуют об
озлобленности священника, и их невозможно
передать контуром. Пожалуй, не следует считать, что первый полюс «зарезервирован» за нежными
чувствами, а второй — за черными страстями. Можно, к примеру, вспомнить, что Декарт считал презрение частным случаем «удивления»'. С одной стороны, даже молодые
женщины (причем по большей части!) размышляют о злодеяниях, ужасах и отчаянии в
фильмах Гриффита и Штрогейма. С другой же стороны, здесь можно вести
речь об интенсивных сериях любви или нежности. Более того, в каждом аспекте объединяются состояния лица, сами по себе
весьма несходные. Так, аспект wonder может иметь отношение к
непроницаемому лицу, вынашивающему
глубочайшую или даже преступную
мысль; но в равной степени он может затрагивать молодое лицо, в котором чувствуется любознательность,
лицо, настолько оживляемое мелкими
движениями, что те исчезают и.нейтрализуют друг Друга (как у Штернберга в «Красной императрице», где героиня,
еще 'Декарт, «Страсти души», §54: «С удивлением сочетается уважение или
презрение, сообразно величию или малости
предмета, коему мы удивляемся». Блестящий
анализ концепций удивления у Декарта и художника Лебрена дает Анри Су-Шон
(Souchon Henri, «Etudes
philosophiques», 1,1980). |