фии она сопровождается более радикальной
рефлексией, выражающей некое беспримесное
качество, общее для нескольких весьма несходных вещей (объект, на который она направлена; претерпевающее ее тело; представляющая ее идея; лицо, на котором
отражена эта идея...). Задумчивые
лица молодых женщин у Гриффита могут выражать Белое, но это и белизна упавшей
на ресницы снежинки, идухов-ная
белизна невинности души, и расплывчатая белизна моральной деградации, и враждебно настроенная, режущая,
будто лезвие, белизна льдин, среди
которых попадает в беду героиня («Сиротки бури»). Во «Влюбленных
женщинах» Кен Рассел умело обыграл качество, общее для бездушного лица, душевной холодности и
безжизненного ледника. Словом,
задумчивое лицо не только о чем-то мыслит. Аналогично тому, как напряженное лицо выражает чистую
Возможность, то есть определяется через некую серию, благодаря которой мы
переходим от одного качества к другому, — рефлектирующее лицо выражает
чистое Качество, то есть «нечто» общее множеству разнохарактерных объектов. Опираясь на эти утверждения, мы можем
составить таблицу из двух полюсов:
Чувствительный нерв Неподвижная
рецептивная пластинка Фациализирующий контур Рефлектирующее единство Wonder (удивление,
изумление) Качество Выражение одного качества, общего нескольким
разным вещам Фильм Пабста
«Лулу» показывает, куда мы приходим, двигаясь от одного полюса к другому
в относительно коротком эпизоде: сначала мы видим два лица, Джека
и Лулу, ненапряженные, улыбчивые, мечтательные, wonderingly'; затем - лицо Джека видит нож через плечо Лулу и начинает
выражать непрерывно возрастающий страх («the fear becomes a paroxysm...his pupils grow wider and wider...the
man gasps in terror...» — страх превращается в пароксизм... зрачки его становятся все
шире... в ужасе он задыхается; наконец лицо
Джека расслабляется, он смиряется с судьбой и теперь задумывается о том,
что смерть — общее 1 Буквально:
удивляющиеся (англ.). — Прим. пер. 148 Жиль Делёэ Клно-1. Образ-движение 149 качество для его маски убийцы, для доступности жертвы и неодолимого зова орудия
преступления: «the knife blade gleams...» - сверкает острие ножа...1. Разумеется, у разных режиссеров преобладает то один, то другой полюс, но это всегда происходит гораздо сложнее, чем можно предположить
поначалу. У Эйзенштейна есть знаменитая работа: «Начал чайник...» (Вы
узнаёте, — пишет мастер, — фразу из Диккенса2, но еще и крупный план из Гриффита: чайник смотрит на
нас)3. В этом тексте Эйзенштейн анализирует отличие самого
себя от Гриффита с точки зрения крупного
плана или образа-переживания. Он говорит, что крупный план у Гриффита
является лишь субъективным, то есть касается
условий, при которых зритель смотрит фильм, оставаясь от него отъединенным, и
играет лишь ассоциативную или предвосхищающую роль. У самого же
Эйзенштейна крупные планы являются «слитными»,
объективными и диалектичными, ибо они производят новое качество и
оперируют качественным скачком. Здесь наглядно прослеживается
противопоставление мыслящего и напряженного лица -Гриффит предпочитал первое, а
Эйзенштейн — второе. И все же анализ
Эйзенштейна слишком поверхностный или, скорее, неполный. Ибо у него самого также есть контурированные, но
напряженно мыслящие лица: царица Анастасия в момент предчувствия смерти; Александр Невский, герой прежде всего мыслящий. Да и
у Гриффита уже встречаются
интенсивные серии: и на одном лице, когда всеобщее оцепенение или испуг порождают горе и страх,
обретающие разнообразные черты {«Сердцамира»,
«Сломанные побеги»); и даже на нескольких лицах, когда бойцы,
показанные крупным планом, как бы отбивают
такт сражения {«Рождение нации»). |