152 Жиль Делёз К.ино-1.
Образ-движение 153 имоналожение которых лишь ярче преломляет пересекающий их луч, попадающий к ним
в плен». В то время, как лучи света показывают пространственную девиацию, лицо, то есть образ-переживание, претерпевает перемещения и рельефные выделения в
области мелкой глубины, а также
затенения по краям, и входит в интенсивную серию, сообразно которой оно скользит по направлению к
темной кромке или же, наоборот,
кромка скользит в сторону освещенного лица. В крупных планах фильма «Шанхайский экспресс» показана
превосходная серия «краевых» вариаций. С точки зрения предыстории цвета это явление можно считать противоположностью
экспрессионизма: вместо света,
исходящего из различных градаций тени путем аккумуляции красного и высвобождения сияния, мы имеем
свет, создающий различные градации
синеватой тени и помещающий сияние в тень (таковы в фильме «Шанхайский жест» тени, падающие налицо в область глаз)1. Возможно, Штернберг и
достигает эффектов, аналогичных
экспрессионистским, как, например, в «Голубом ангеле», но делается это посредством симуляции и совершенно иными
средствами; ведь рефракция гораздо
ближе к импрессионизму, где тень всегда является лишь следствием. Это не
столько пародия на экспрессионизм, сколько соперничество с ним, то есть
производство тех же самых эффектов с
помощью противоположных принципов. Мы рассмотрели два
полюса аффекта: возможность и качество, а также то, как лицо
с необходимостью, в зависимости от конкретного случая, переходит от одного полюса к другому. Цельность крупного плана оказывается подорванной ввиду идеи того, что он показывает нам частичный объект, изъятый или вырванный из множества, в которое он входит. Здесь получают то, что им причитается, психоанализ и лингвистика: первый, поскольку он полагает, что ему удается найти в образе одну из структур бессознательного (кастрация); вторая считает, что обнаруживает один из
основных приемов языка (langage) (синекдоха, часть
вместо целого). Когда критики принимают идею частичного объекта, они обнаруживают в крупном плане признак дробления
или разрыва, и одни говорят, будто его необходимо примирить с непрерывностью фильма,
а другие — что он, наоборот, свидетельствует о присущей филь- му сугубой прерывности. Но на самом деле
крупный план, лицо—крупный план, не имеет
ничего общего с частичным объектом (за исключением случая, который мы рассмотрим позднее). Как весьма точно показал Балаш, крупный план отнюдь не вырывает
собственный объект из множества, частью которого он является или может
быть — он абстрагирует этот объект от всех
пространственно-временных координат, то есть возводит
его в ранг Сущности. Крупный план не связан с увеличением, а если он и имеет в
виду изменение размеров, то изменение это абсолютное,
изменение движения, которое перестает быть поступательным, становясь выразительным. «Выражение отдельно взятого лица представляет собой целое, интеллигибельное само по себе, и нам нечего добавить при помощи мысли ни к нему самому, ни к тому, что в нем есть пространственно-временного. Когда лицо, которое мы только что
видели среди толпы, отделяется от собственного окружения и выделяется, создается впечатление, будто мы внезапно с ним столкнулись. Или же, если прежде мы видели лицо в большой комнате, мы уже о ней не вспомним, если будем пристально рассматривать лицо, данное крупным планом. Ибо
выражение лица и значение такого выражения не имеют
никакого отношения к пространству и ни малейшей с ним связи. Глядя на
изолированное лицо, мы не воспринимаем пространство. Наше ощущение пространства исчезает. Нам
открывается измерение иного
порядка.»1. Именно это имел в виду Эпштейн, заметивший: как только мы видим это лицо убегающего труса крупным
планом, мы видим саму трусость, «ощущение-вещь», сущность2. Если
верно, что образы в кино всегда
детерриториализованы, то здесь мы видим характерную для образа-переживания
детерриториализацию особого рода. И
когда Эйзенштейн критиковал других режиссеров, например, Гриффита или Довженко,
он упрекал их за то, что порою их крупные планы бьют мимо цели, ибо эти режиссеры связывали крупные планы с пространственно-временными координатами
определенного места или момента, но
так и не достигали того, что сам он называл «патетическим» элементом, схватываемым в состоянии экстаза или
аффекта3. |