91 отдельные элементы. С ее помощью он искал пути проникновения к первоистокам жизни, природы; с ней же связывал и свои упрощенные представления о социальной справедливости и переустройстве общества на новых природных основаниях. В концентрированном виде (множество объектов и
элементов перформансов) творчество Б. представлено в «Блоке Б.» в Гессенском
музее в Дармштадте. Этот Блок, занимающий сегодня 7 залов, формировался с Перформансы Б. были наполнены духом шаманизма. В
них он пытался обрести некий глубинный опыт контактирования с природой через
посредство своеобразных симулякров магических действий с природными фетишами. В
одном из перформансов он 9 часов пролежал на полу завернутый в рулон из войлока
в компании двух мертвых зайцев. Углы и стены комнаты были залеплены жиром, на
стене висел пучок волос и два ногтя. Через микрофон Б. издавал какие-то
животные звуки (имитируя голоса зайцев и оленя), которые вперемежку с современной
музыкой транслировались по всей галерее и на улицу. В перформансе «Как
объяснять картины мертвому зайцу» (1965) он покрыл свою голову медом и золотым
пигментом, привязал стальную подошву к правому ботинку и войлочную к левому
(изображая этим «тяжелое основание и душевное тепло») и затем провел три часа в
молчании, гримасами и жестикуляцией объясняя свои картины мертвому зайцу,
которого он держал в руке. Один из перформансов В Музее современного искусства во Франкфурте/Майн в специальном пространстве размещена классическая инсталляция Б., озаглавленная «Blitzschlag mit Lichtschein auf Hirsch» (варианты перевода: «Олень при вспышке молнии», «Разряд молнии в оленя» и т. п., 1958-1985). Удар молнии изображен здесь в виде вертикальной шестиметровой клинообразно расширяющейся книзу бронзовой формы, первоначально замыслен-ной как гора глины. На полу расположены некие формы из алюминия, означающие оленя; вокруг них разбросано 35 аморфных мелких форм, символизирующих праживотных; находящаяся неподалеку трехколесная тележка с киркой на ней означает козу и некая форма на подставке для работы скульптора — Boothia Felix — полуостров на северном побережье Америки. Современный искусствовед дает следующее толкование этой композиции: «Boothia Felix и Blitzschlag, как два вертикальных элемента в пространстве, указывают на первичные силы природы, силы и энергии неба и земли, и на истоки наук о природе и ее закономерностях. Горизонтальные, распростертые на полу фигуры животных: оленя, праживотных и козы описывают начало эволюционного процесса в мире. История творения становится понятной, и речь при этом идет об отношении природы и культуры» (М. Крамер). Сам Б. так определял назначение искусства: «Задача искусства заключается в том, чтобы витализировать образность человека... Искусство необходимо не для того, чтобы объяснять вещи, но для того, чтобы поразить человека и активизировать все его органы чувств: зрение, слух, чувство равновесия...». Собственно на это и была направлена вся его деятельность как художника. |