|
Предыдущая Следующая
Задачи, которые решал Б. в своих фильмах, с
очевидностью выходят за рамки кинематографа. Не случайно такие разные авторы,
как Ж.Батай, Г.Миллер,
А.Тарковский, отмечали его огромное влияние на собственное творчество.
Соч.:Моn dernier soupir. P., 1982. — Рус. перевод. Мой последний вздох. М., 1989.
Лит:.
BuacheF.
Luis Bunuel. Lausanne, 1980; Deleuze
G. Cinéma 1. L'image-mouvement. P., 1983. Ch.8; Луис Бунюэль. Сб. статей. M., 1979.
О.Аронсон
100
В
Ван Гог (van Gogh) Винсент (1853-1890)
Голландский живописец,
главный период творчества которого прошел во Франции и составлял около 5 лет
(последних лет его жизни), один из крупнейших представителей постимпрессионизма.
Происходит из семьи пастора, в юности
изучал теологию, жил как аскет, работал некоторое время проповедником в одном
из шахтерских районов Бельгии. Два его дяди были торговцами картин, содержали
художественные галереи в Лондоне и Париже, в которых В.Г. какое-то время
работал, так что он с юности был близок к миру искусства. Парижская галерея
затем перешла к его брату Тео, который на протяжении всей короткой жизни В.Г.
поддерживал его во всех отношениях. Живописью В.Г. занялся в начале 80-х гг.
Первые его картины написаны в экспрессивно-реалистическом духе на темы из жизни
крестьян и рабочих в традиционной для XIX в. темнокоричневой гамме. В 1885 г. он знакомится в
Антверпене с японской цветной гравюрой, которая поразила его своей светлой
красочностью. Несколько позже он переезжает в Париж, где начинает
последовательно заниматься живописью, изучает технику старых мастеров в Лувре, знакомится
с картинами импрессионистов (см.: Импрессионизм) и
постимпрессионистов, вступает с ними в личные контакты. С этого времени его
палитра резко высветляется и к 1887
г. вырабатывается неповторимый вангоговский стиль.
Начинается главный и уникальный (по краткости и насыщенности) в истории
искуства творческий период, за который было создано несколько сотен живописных
полотен, масса графики, богатое эпистолярное наследие. Фактически за три с
небольшим года В.Г. стал Ван
Гогом — занял одну
из высших ступеней в истории мирового искусства и создал такое количество
высокохудожественных произведений, какое другим мастерам не удавалось создать
за долгую художественную жизнь. Творческая вспышка гения вывела В.Г. в ряд
главных предтеч искусства XX в. Повышенная духовность, обостренная
эмоциональность, предельная нервозность и психическая неуравновешенность
сублимировались у В.Г. в живописные и графические структуры, которые
практически беспрерывно генерировал его организм на протяжении последних лет
жизни. Глубинная энергетика жизни, природы, космоса нашли в его картинах
выражение в яркой сияющей, почти ослепительной красочности, россыпи широких
нервозных пастозных мазков, которые иногда нагромождаются целыми горами красок
на поверхности картин, в напряженных цветовых гаммах и контрастах, в
экспрессивно изображенных фигурах. Пейзажи последних лет представляют собой
предельно напряженные, экспрессивные цветовые энерго-граммы, запечатлевшие
какие-то космические энергетические (или психические) бури, завихряющие в причудливые
узоры весь видимый мир: деревья, травы, дома, небо и землю, лица и фигуры людей
и даже плоские поверхности стен, на фоне которых изображается портрет (см.,
например, «Автопортрет» от сентября 1889 г., Музей Орсэ, Париж и др. работы
1889-1990 гг). Естественно, что человеческая психика не могла выдержать такого
напора внеземной энергии, проводником которой волей судьбы оказался В.Г. В
возрасте 37 лет он покончил с собой. Взлет его был столь стремительным, а
творческая жизнь предельно короткой, что слава догнала его только после смерти.
В истории живописи практически нет художника (за исключением, может быть, Кандинского «драматического периода»), которому с такой экспрессией и
полной обнаженностью удалось передать в своем творчестве трагическую космо-энергетику
материального мира. Неслучайно эксп-
Предыдущая Следующая
|
|