Осн. соч.: La fin de la modernité. P., 1987; La
société transparente. P., 1990. Д.
Силичев Веберн (Webern) Антон (1883-1945)
Австрийский композитор, теоретик музыки, дирижер, педагог; ученик А. Шёнберга; один из крупнейших представителей венской школы. Лекции В. о генезисе додекафонии (1932-33) опубликованы в виде книги «Путь к новой музыке». По своим общеэстетическим установкам В. —
парадоксальная фигура- Он принадлежит к наиболее крайним новаторам музыки
первой половины XX »., его мышление отразило самый радикальный
.поворот в музыкальном сознании его .времени. Работая в молодые годы дирижером
в театре оперетты, В. питал стойкую идейную антипатию к низкой музыке («Как я
все это ненавижу <...> я задыхаюсь <...>. Кажется, что я сам;
преступник по отношению к самому себе», — писал он в 103 Э.Денисов. Принципы
новейшей сериальной музыки открывает К. Штокхаузен в своем анализе Концерта ор. 24 В. (1955). Непреходящего
значения вклад В. в развитие мирового музыкального мышления —
многопараметровость композиции — исторически стал тем трамплином, с которого
новаторы послевоенного поколения ринулись в ошеломляюще новые области искусства
звуков. Эстетика В. сложилась не без влияния экспрессионизма. Для него типично огромное сжатие экспрессии во времени (своего рода «белый карлик»). Отсюда — внутреннее напряжение его мысли и знаменитая «афористичность» форм. Среди произведений В. можно отыскать и типично экспрессионистические, например «драма крика» в пьесе для оркестра ор. 6 №2 (однако это произведение крошечных размеров). Шёнберг сказал, что искусство есть «вопль» тех, кто борется с судьбой. Но музыка В. никогда не «вопит»! Если собрать ходовые признаки музыкального экспрессионизма, то получится, что В. по сути скорее противоположен экспрессионизму: не «истерия и эротика», не «отвращение ко всякой гармонии», а прозрачная откристаллизованность содержания (любимая веберновская «Faßlichkeit» — «постижимость» как принцип) и неизменная возвышенность мысли, гармоничность, душевная ясность как коренное мироощущение, не «утрата веры в духовные идеалы прошлого», а, наоборот, непоколебимая вера в них и т. д. |