Лит.: Wagner R. Gesammelte Schriften
und Dichtungen. Hrsg von W. Golther. 13 reichische
Blätter für Literatur und Kunst. Berlin, 1854; Русск. перевод: О музыкально-прекрасном. Опыт поверки
музыкальной эстетики. M., 1895; Hostinský О. Das Musikalisch-Schöne und das Gesammtkunstwerk vom
Standpunkte der formalen Ästhetik. Leipzig, 1877; Busoni F. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst. Leipzig.,1907;
Русск. перевод: Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПб., 1912; Eisler H. Musik und Politik. Schriften 1934—
1948. T.
Чередниченко Абстрактное
искусство (беспредметное, нефигуративное)
Одно из главных и наиболее радикальных направлений в
авангардной (см.: Авангард) живописи XX
в., отказавшееся от изображения форм визуально воспринимаемой действительности,
точнее — от миметического принципа в изобразительном искусстве; от изоморфизма и ориентированное исключительно на
выразительные, ассоциативные, синестезические (см.: Синестезия) свойства цвета, неизоморфных форм, абстрактных цвето-форм и
их бесчисленных сочетаний. Первые абстрактные произведения были созданы в А. и., демонстративно и радикально порвав с традиционной миметической живописью, развивалось по двум основным направлениям: 1. гармонизации «бесформенных» аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометрических абстракций. Первое направление (главные представители — ранний Кандинский, Ф.Купка) довело до логического завершения поиски фовистов (см.: Фовизм) и экспрессионистов (см.: Экспрессионизм) в области «освобождения» цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета (которой наука заинтересовалась еще со времен Гёте), его колористическом богатстве и синестезических обертонах, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых А. и. стремилось выразить глубинные «истины бытия», вечные «духовные сущности», движение «космических сил», а также — лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и т. п. В этом плане А. и. искало и находило параллели в музыке, и его теоретики даже пытались перенести на живопись некоторые основные теоретические принципы музыки, в частности, отыскать закономерности живописного «контрапункта» и т. п. |