107 ны. Отсюда В. занимают главное место в сознании, а соответственно и в арт-практиках, арт-проектах современной художественной индустрии. Не человек, но В. отныне стоит в центре внимания всего современного продвинутого искусства. Человек лишь статист при В., или ее подсобный рабочий, ее раб. Под В. в эстетике теперь понимается не только любое
произведение искусства, не только любой утилитарный предмет, изъятый из своего
функционального контекста и перенесенный в контекст игрового пространства
ПОСТ-культуры, но и сами продукты ПОСТ— являются В. — материализованными
сгустками того, что некогда относилось исключительно к духовной сфере. Любой
феномен культуры в XX в. осмысливается как текст, а любой текст ощущается как чувственно
воспринимаемая В. Показательно, например, что в Вещный подход ко всей жизни человеческой, включая и феномены духовного производства, стал доминирующим в постиндустриальной цивилизации, особенно в период массовой компьютеризации. Материально-электронная В. принимает теперь самое непосредственное (и все возрастающее в качественном отношении) участие в духовных процессах (проверяет грамматические ошибки, переводит с языка на язык, играет в шахматы, конструирует различные объекты, моделирует те или иные жизненные ситуации, участвует в создании музыки, фильмов, шоу, формирует виртуальные реальности и т. п.). Отсюда все возрастающий культ В. в современной цивилизации и в художественно-эстетическом сознании. Эстетико-семиотическое обоснование В., как значимой категории постмодернистского сознания дал французский эстетик Ж.Бодрийар в контексте своей теории повседневности и концепции глобального соблазна постиндустриального общества. В. Б. Видеоклип
Жанр современного
TV-видео-искусство. Можно считать, что В. был изобретен английским режиссером
Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965),
которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже
все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие,
взвинченный темп, спецэффекты. В 60-е гг. среди профессионалов имело широкое
хождение сегодня уже позабытое слово «скопитон», означавшее экранизацию песенки
в фильме. Однако невозможность тиражирования «скопитонов» на манер пластинок и
дороговизна их производства на киностудиях привели к тому, что по-настоящему
популярным этот предшественник современного В. так и не стал. Только появление
видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к
повсеместному торжеству жанра. В 1976-77 гг. произошли три, казалось бы,
разнородных события, которые в конечном итоге оказали решающее влияние на
судьбу В. Английская группа «Квин» записала официально считающийся первым В.
«Bohemian Rhapsody». Фирма JVS выпустила на рынок первую коммерческую партию
кассетных видеомагнитофонов формата VHS. И, наконец, в |