Очередной подъем патриотической эстетики наблюдается в период иконоборчества (VIII-IX вв.), когда была детально разработана теория образа в изобразительном искусстве (теория иконы — см.: Икона и авангард), а в ее русле был затронут и ряд других проблем искусства. Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора разработали Целый ряд главных функций иконы, которые стали основой всей православной эстетики, включая взгляды русских религиозных мыслителей нач. XX в. (см.: Религиозная эстетика России). В частности, она была осмыслена как изображение идеального видимого облика («внутреннего эйдоса» в плотиновской терминологии) архетипа. Ко второй пол. IX в. завер- 110 шается процесс активного формирования этого направления, ставшего своего рода нормой для византийской и шире всей православной культуры (включая и русскую религиозную эстетику). В последующий период (X-XIV вв.) дальнейшее развитие получает лишь концепция света (у Симеона Нового Богослова, Григория Паламы). Обсуждение проблемы «Фаворского света» (осиявшего Христа на горе Фавор — Мф 17,2; Лк 9,29) привело Григория Паламу и его сторонников к утверждению возможности в определенной ситуации чувственного восприятия нетварного божественного света. 2. Эстетика аскетизма — интериорная (от лат. interior — внутренний)
2. Эстетика аскетизма —
интериорная (от лат. interior — внутренний) имплицитная ригористическая
эстетика, сложившаяся в среде византийского монашества на основе «эстетики
отрицания» ранних христиан и оказавшая влияние на развитие многих сторон
византийской культуры и церковного искусства. Полный отказ от чувственных
наслаждений в пользу духовных, идеал нестяжательной (нищенской) жизни, система
особых духовно-психофизических упражнений в сочетании с молитвой («умного
делания»), приводящих к созерцанию разнообразных видений, светового характера,
прежде всего, и к состоянию высшего духовного наслаждения — основные темы этой
эстетики, имеющей эстетический объект, как правило, во внутреннем мире самого
эстетического субъекта. Основные теоретики и практики этой эстетики — монахи
Макарий Египетский, Нил Анкирский, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый
Богослов. Эстетика аскетизма имела ярко выраженную этическую ориентацию, с
одной стороны, и мистическую — с другой. 3. Литургическая эстетика — направление в поздней патриотической эстетике
3. Литургическая
эстетика — направление в поздней патриотической эстетике, ориентированное в
первую очередь на осмысление культового церковного действа (богослужения) как
мистической целостности, объединяющей верующих с Богом и с духовными чинами в
процессе богослужения. При этом важное внимание уделялось разработке и
осмыслению символики богослужения, включая и все художественные элементы
церковных искусств. В этом контексте символ (или литургический образ — typos)
осмысливался поздними отцами Церкви (особенно последовательно архиепископом
солунским Симеоном — XV в.) как «реальный» (в смысле сакральный) носитель
божественной энергии, духовной силы прообраза. Он был осознан не только как
семиотическая единица, но и как сакрально-онтологический феномен, реально
«являющий» членам богослужения духовный архетип. |