В материалистической эстетике XIX-XX вв. во многом утрачивается изначальный эстетический смысл возвышенного. Многие эстетики просто исключают его из своего категориального арсенала, другие трактуют крайне односторонне. Чернышевский сводил возвышенное к чисто физической величине и силе. Психологическая эстетика (Липпс, Фолькельт) понимали его как «вчувствование», как проекцию возвышенных чувств на предмет эстетического восприятия. При этом Фолькельт различал 5 типов возвышенного. Марксистско-ленинская эстетика связывала его с понятиями патетического и героического, проявляющегося в социально или идеологически ангажированной личности — бескорыстном борце за те или иные прогрессивные с точки зрения конкретного класса (или партии) идеалы. С середины XX в. в эстетике опять возрастает интерес к этой категории. Предпринимаются попытки модернизировать опыт понимания возвышенного немецкой классической философией, в первую очередь Кантом. Греческий эстетик 118 П.А.Михелис предлагает
распространить эстетический подход на историю искусства и, в частности,
рассматривает ее в свете категорий возвышенного и прекрасного. В искусстве
античности и Ренессанса он усматривает господство принципа прекрасного, в то
время как византийское искусство видится ему в модусе исключительно категории
возвышенного. Адорно понимает
возвышенное как духовное торжество человеческого духа (его не поддающейся
внешним манипуляциям природе) над превосходящими его возможности феноменами
природы, социального бытия, даже художественного выражения (например, в
авангардной музыке), основанного на внутреннем противодействии, сопротивлении
человека внешним обстоятельствам, системе социальной ангажированности и т.п. Лиотар в «Лекциях по аналитике возвышенного» (1991) и других
работах стремится переосмыслить теорию возвышенного Канта в
постструктуралистско-постмодернистском духе, декларируя эстетический критерий в
постнеклассическом знании. Возвышенное, в его интерпретации, возникает как
событие неожиданного перехода, конфликта (différend) между двумя типами
дискурса, не имеющими общих правил организации или суждения, несоизмеримыми в одной
плоскости рассмотрения. Возвышенное — эмоциональное выражение (переживание)
этого конфликта, свидетельство «невыговариваемости», абсолютного молчания. В
сфере искусства возвышенное наиболее ярко проявляется в авангардном искусстве
(см.: Авангард)
— в абстрактной живописи, абстрактном
экспрессионизме, у Клее, Малевича, в современном театре и др. произведениях
постмодернизма, где потоки и пульсации либидозной энергии находят наиболее
адекватное и концентрированное выражение, нуминозно-абсолютное достигает
предела своей интенсивности. Во второй пол. XX в. начинает проявляться интерес
к понятию возвышенного и в связи с общественной борьбой (в том числе и в сфере
постмодернистских арт-практик и арт-действий) против опасности экологических и
ядерных катастроф. Определенную роль здесь играет и такой вид современного
искусства, как лэнд-арт. |