В самом киноискусстве (см.: Кино) чисто в историческом плане в начальный период его развития эксперименты с А к были инспирированы естественным поиском своей неведомой еще специфики. На раннем этапе одни теоретики пытались усмотреть в кино, особенно в игровом, своего рода механическое, электрифицированное продолжение театра (кино в их понимании — это своего рода «сфотографированный театр»), другие акцентировали внимание на очевидной близости кино к искусству слова (кино — «визуальная литература»), третьи абсолютизировали не менее очевидную связь кино с изобразительным искусством (кино — «движущаяся живопись») Динамичность, выразительные свойства киноизображения, высокое значение в нем ритма, пластики и игры света вполне естественно приводили еще к одной предельной оценке, отражающей возможную близость кино — даже в его немом периоде — к музыке, к балету (кино — своего рода «видимая музыка») На этом основаны концепции «фотогении» Л.Деллюка, «интегральной кинематографии» Ж.Дюлак, «музыки движения» В.Линдснея, «зрительной симфонии» П. Вегенера, «музыки света» С. Эйзенштейна, «киноглаза» Д. Вертова. Чаще всего практическое воплощение этих концепций «чистого», «абсолютного» кино сводилось к бессюжетному монтажу движущегося фотоизображения, порой с преднамеренной его деформацией (при съемке либо при проявке), что и определяло «абстрактность» подобного рода экспериментов, хотя большинство из них носило, если быть строгим к терминологии, скорее, сюрреалистический (см . Сюрреализм) характер («Эмак Бакиа» M. Рэя, «Механический балет» Ф.Леже и т д.). Наиболее органичным и естественным было присвоение
статуса А. к. тем фильмам, которые в своей исходной технологии являлись «оживленной»
(анимированной методом мультипликации) абстрактной живописью (см.: Абстрактное
искусство). Причем, именно в освоении движения их авторы видели
выход из того «пограничного» кризиса, в который вошло изобразительное искусство
начала XX в. (перестав быть изобразительным!). Об освоении движения, кстати,
мечтал и сам В. Кандинский,
увидевший эту возможность на сцене «абстрактного» театра,
парадоксально «просмотрев, не заметив» великие возможности невещественной,
эфемерной световой (в том числе и кино-) проекции. Как бы то ни было, еще в 16 боту над «расфазовкой» своего абстрактного фильма
«Цветные ритмы» (остался незавершенным из-за войны). Первый реальный результат
в этой области получил шведский художник В.Эггелинг (немая, черно-белая
«Диагональная симфония», |