Фильм Г. «Записки у изголовья», снятый по мотивам книги японской писательницы X в. Сэй Сёнагон представляет собой наиболее развернутое и последовательное высказывание британского режиссера о природе самого фильмического. Иероглиф в этом фильме фигурирует прежде всего на уровне сюжета: японская девушка Нагико пишет книги своих стихов на телах возлюбленных, которых она 139 отправляет затем к издателю-гомосексуалисту. Однако иероглиф это и способ построения киносообщения — в нем переплетены изображение и текст. Именно поэтому иероглиф выступает для Г. «идеальной моделью кино». Режиссер использует и специальные технические приемы для подчеркивания такой иероглифичности: это полиэкран, известный со времен Абеля Ганса, но крайне редко применявшийся в кино; разрушение хронологической последовательности в построении фильма (в этом Г. предстает как единомышленник и преемник Алена Рене); наконец, постоянное изменение параметров экрана, а именно соотношения его ширины с высотой. Вполне очевидно, что многие из эффектов, достигаемых с помощью названных приемов, превосходят порог обычного восприятия. Они остаются часто невидимыми, словно рассчитанными на такого идеального зрителя, который может воочию увидеть природу самого кино. Поскольку же реальный зритель этого не видит, постольку технологическая насыщенность картины переводится в план потенциального, являясь в некотором роде продолжением кинематографа уже за его пределами. (Что вновь объединяет Г. с Эйзенштейном.) К полнометражным фильмам Г. относятся также «Смерть
на Сене» (1989), своеобразный каталог всех утонувших в этой реке в период с
1795 по Соч.: Идеальная модель кино // Искусство кино. N 9, 1997; «Кино не
годится для повествования...» // Там же; Пять голландских фильмов, поставленных
в воображении // Искусство кино. N 8, 1991; Язык тела // Искусство кино. N 9, 1997; The
Belly of an Architect. London, 1987; The Cook, The Thief, His Wife and Her
Lover. P., 1989; The Draughtsman's Contract // Ľ Avant-Scène, N
333, 1984; Drowning by Numbers. London, 1988; «The Early Films of Peter
Greenaway» // Pamphlet, ed. by L.Reddish. 1992; The Falls. P., 1993; Fear of
Drowning. P., 1988; Prospéra's Books. N. Y., 1991; Prospéro's
Subjects. Japan, 1992; Rosa. P, 1993; Watching Water. Milan, 1993; A Zed and
Two Noughts. London, 1986. Лит:.
Hacker J., Price D. Peter Greenaway // Take Ten: Contemporary
British Film Directors. N. Y., 1991; Lawrence
A. The Films of Peter Greenaway. Cambridge,
1997; Pally
M. Order vs. Chaos: The Films of Peter
Greenaway // Cinéaste, № 3, 1991; Parke
C.N. The Director's Contract: Peter Greenaway
and the Riddle of History // Eighteenth Century Life, № 2, 1987; Pilard
Ph. The Greenaway Case: Un Anglais pour
cinéphiles // Franco-British Studies, № 15, 1993; Steinmetz
L., Greenaway P. The World of Peter Greenaway. Boston,
1995. |